Городская газета

Придет ли техника в квартал, чтобы навести порядок?

Просмотры: 3 303

В любом районе города — что на Иркутском, что на Каштаке — стоит свернуть с большой улицы, и попадаешь в другой мир, где дороги никому не нужны. И если уж образовалась яма какая, то это навсегда. Такие проезды между домами принято называть внутриквартальными. Долгое время за их состояние никто не отвечал, соответственно, и деньги на их ремонт и уборку не выделялись. Ситуация изменится уже через месяц: с января 2010 года начнется благоустройство именно жилых кварталов, а не только центральных улиц. / Роман Рюмин.

После пятидневного снегопада сложно проехать даже по центральным улицам города. Но их мало-мальски все же чистят. А вот пройти от остановки до детского сада, школы или офиса почти невозможно. В январе снегоуборочные машины наконец-то повернут с основных дорог в жилые кварталы. / Фото Полины Зайцевой

Формально до недавнего времени внутриквартальных проездов в Томске просто не существовало. Содержали и ремонтировали лишь дороги, разбив их значимость на три категории. А небольшие ответвления от основных магистралей — к школе, больнице, детскому саду, внутрь жилого массива — были ничейными, их никто не убирал, не асфальтировал и не ремонтировал. Понятие «внутриквартальный проезд» обозначает территории, которые соединяют улицы с дворами жилых домов, офисными зданиями, школами и больницами. Все те небольшие проезды внутри жилых кварталов, по которым мы ездим и ходим каждый день.

В сентябре городская администрация приняла программу «Благоустройство внутриквартальных проездов». Тогда это понятие официально появилось впервые. Следуя этой программе, город будет следующие три года тратить по 112 миллионов рублей на асфальтирование и уборку внутриквартальных проездов.

Глядя на запутанную карту многих томских кварталов, абсолютно не понятно, где кончается двор и начинается внутриквартальный проезд. У некоторых домов двора как такового нет, он является одновременно и двором, и проездом к другим зданиям.

Сегодня в программе уже есть список конкретных кварталов и адресов, где в течение трех лет будет сделан капитальный или ямочный ремонт внутриквартальных проездов. В каждом конкретном случае на место выезжала комиссия и искала эту пресловутую границу.

Список адресов в программе разбит на четыре части — по районам, ведь деньги будут распределяться именно в районные администрации. И уже они будут проводить конкурсный отбор компании-подрядчика, контролировать ход ремонта и отчитываться перед мэрией за потраченные деньги.

Выбор подрядчика будет проходить через аукцион. Лотами станут сами проезды, вернее, право их ремонтировать. И, в отличие от обычных аукционов, где побеждает тот, кто назвал большую сумму, здесь выиграет компания, которая запросит меньше денег за выполнение указанного в описании лота объема работ. Программа «Благоустройство внутриквартальных проездов» начнет действовать уже в 2010 году: в нескольких десятках кварталов Томска положат новый асфальт на внутриквартальных проездах.

Правда, хороший новый асфальт может упереться в старые разбитые дворы. Но это уже зона ответственности управляющих компаний и ТСЖ, иными словами — частная собственность. Для жильцов это еще один повод позвонить в свою обслуживающую организацию и спросить, когда запланирован ремонт двора. Если это нормальная управляющая компания или ТСЖ, они должны назвать конкретные сроки, ведь плата на ремонт двора собирается каждый месяц. Тем более что после ремонта внутриквартального проезда территория двора будет четко очерчена границами нового асфальта.

Другое дело с уборкой — будет неприятно, если до границы двора снег вывезут, а в самом дворе по-прежнему будут сугробы. Выходом может стать предложение города нанять подрядчиками по уборке внутриквартальных проездов управляющие компании. То есть они будут убирать двор — за деньги жильцов, и внутриквартальные проезды — за бюджетные деньги.

В сфере городского хозяйства еще много объектов и территорий, которые официально никому не принадлежат и никем не обслуживаются. Но внутриквартальных проездов это больше не касается, для них хозяин нашелся, с этого года ими заведуют администрации районов города.

ЭКСПЕРТ

Максим Резников, заместитель мэра по городскому хозяйству:

Сколько кварталов нуждаются в ремонте?

— Этой программой охвачена не вся территория города, реальная потребность, по нашим оценкам, раз в десять больше по деньгам и по площади. Но таких денег и в благополучные годы не удавалось найти. В эти три года сделаем самые разбитые территории, потом возьмемся за остальные.

В любом случае мы зашли в кварталы, начали системную работу. К нам могут присоединиться федеральные структуры, которые находятся в глубине кварталов, а таких в Томске немало. С этой программой мы можем увязать работы, которые проводим на объектах социальной сферы: на территории школ, садов, больниц.

Плюс те, кто работает на этой территории, магазины, офисы и предприятия, тоже могут подключиться, ведь они пользуются внутриквартальными проездами так же, как и жильцы близлежащих домов.

ПРАКТИКА

Как попасть в список на ремонт проезда?

Список адресов был составлен на основании жалоб граждан. На какие территории больше жаловались, туда и выезжала комиссия районных администраций, смотрела степень разбитости. Совсем плохие внутриквартальные проезды включали в программу.

Включен ли ваш квартал в программу на ближайшие три года, можно узнать в своей районной администрации. Если нет, обращайтесь к своим городским депутатам. Это их работа — отстоять ваш интерес и внести ваш адрес в программу, ведь составляет ее город, а принимается она на заседании Думы. Также можно написать ходатайство в районные администрации. В общем, нужно не молчать, добиваться своего.

Как убирают и ремонтируют томские улицы?

Все городские улицы разделены на три категории. Они убираются по степени важности: сначала чистят улицы первой категории, затем — второй. Третья категория убирается по остаточному принципу: если останется время и если останутся деньги. По протяженности улицы третьей категории составляют половину всех улиц Томска. И если до второй категории техника периодически добирается, то до десятков мелких улиц третьей категории трактора и грейдеры не доезжали никогда.

Дороги первой и второй категории

Это улицы с интенсивным движением и маршрутами городского транспорта, имеющие уклоны или сужение проездов, а также проезды к больницам и противопожарным установкам. Их ремонтирует департамент городского хозяйства, а чистит «Спецавтохозяйство».

Дороги третьей категории

Это небольшие улицы. За их ремонт и уборку отвечают районные администрации, чистят их сегодня районные комбинаты спецобслуживания.

Дороги третьей категории

Это небольшие улицы. За их ремонт и уборку отвечают районные администрации, чистят их сегодня районные комбинаты спецобслуживания.

Двор жилого дома

или общий двор нескольких жилых домов — укладывать на нем асфальт и чистить его от снега и мусора должна управляющая компания или ТСЖ. Они регулярно берут с жильцов плату за содержание двора. Если уборкой двора от мусора или снега жители не довольны, нужно позвонить в УК или ТСЖ, запросить отчет по уборочным работам и выяснить, выезжала ли снегоуборочная техника или работал дворник, а также во сколько обошлась жителям эта работа. Жители имеют право скорректировать стоимость и объем работ по уборке своего двора.

Внутриквартальные проезды

Раньше это были ничейные территории — улочки и проезды между дворами, которые соединяют дома, школы, детские сады с проезжей частью. Их никто никогда толком не ремонтировал и не убирал с момента постройки. Нормативный срок службы дорожного полотна внутриквартальных проездов составляет 10 лет. Фактически ремонт не проводился в среднем более 15 лет. Их площадь составляет 495 тысяч м2. С 2010 года за эти внутриквартальные проезды будут отвечать районные администрации Томска. По трехлетней программе благоустройства внутриквартальных проездов 20 тысяч кв. м отремонтируют ямочно, 213 тысяч кв. м — капитально, то есть уложат новый асфальт, бордюры, ливневки, отремонтируют тротуары, там появятся даже газоны с озеленением. Кроме того, всю территорию общего пользования, проезды, тротуары и лестницы внутри жилых кварталов будут убирать от мусора и снега. Теперь на это есть средства.

ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ

Николай Николайчук, мэр Томска:

Кварталы, районы, жилые массивы…

Никогда раньше город не тратил деньги на внутреннее благоустройство жилых кварталов. С января, несмотря на все объективные трудности, мы будем заниматься этим вопросом, причем заниматься очень серьезно. За три года мы приведем в порядок внутриквартальные проезды Томска.

Но главное даже не это. Есть еще одна очень важная вещь. Да, за последние годы принято много нужных решений, которые кардинально меняли разные сферы жизни города. Нам пришлось ломать систему, чтобы коррупция окончательно не раздавила город. И что-то удалось.

Но это были стратегические задачи, разглядеть которые на бытовом уровне сложно. Да и не нужно. Есть сферы городского хозяйства, которые напрямую жизни горожан не касаются, а для экономики Томска принципиальны. Но все эти разговоры о важности утонут, если человек видит, что власти изо дня в день вылизывают центр города, а у него во дворе не пройти — не проехать от грязи или снега, а во дворе темно. И сразу понятно, какая дистанция между ним и властью.

Эффективность власти должны видеть не только мы сами, а все горожане и каждый день. Благоустройство проездов — это новый асфальт, тротуары и уборка, которой никогда там не было. Очередной шаг по пути из центра в кварталы — освещение. В январе будет комплексная программа по развитию уличного освещения.

Сегодня в Томске в темноте живут целые микрорайоны: Радужный, Черемошники, Сосновый бор, Спичфабрика, Светлый. Я хочу подчеркнуть слово «живут». Есть места, где люди родились, где когда-то жили, работали или работают, а есть место, где живут. И для любого из нас такое место — это как центр мира. Вот почему для нас так важна сегодня эта работа.


Опубликовано в 21 номере от 29 ноября 2009 года.

Оставьте свой комментарий


Архив

Цитата

«Мне непонятно, почему некоторые из ваших деревянных домов сохранились в таком плачевном состоянии. Это же такое уникальное явление, в мире их больше нигде нет!». Эмир Кустурица

Из материала

«Вспомнить все»

Проекты

Архив статей

  • 2013
  • 2012
  • 2011
  • 2010