Городская газета

«Не хочу — не работаю» Почему в Москве «маршрутки» ездят по графику, а в Томске нет?

Просмотры: 1 035

Вечер, мороз, ты стоишь на остановке и ждешь «маршрутку»… А ее нет… Она уже заработала свою выручку днем и часов в девять встала на прикол, а ее водитель отправился домой к пиву и телевизору. Он работает тогда, когда хочет.
Качество работы «маршруток» стало в Томске за много лет притчей во языцех. А ведь есть примеры того, как сделать маршрутный транспорт цивилизованным. / Вадим Андрианов.

Замерзнуть на остановке в ожидании заветного ПАЗика В Томске можно уже после девяти вечера. Только один из многочисленных примеров. Вечером 6 января несколько человек ожидали маршрутный автобус № 4 на конечной остановке на улице Мюнниха с намерением уехать в центр города. Начиная с 21.10 люди насчитали пять автобусов, которые, приехав из города, высаживали пассажиров на конечной и вместо того, чтобы пойти на новый рейс, уезжали. Когда терпению замерзших людей пришел конец, они отправились на предыдущую остановку и сели в автобус, который завершал свой рейс.

Приехав на конечную, водитель попросил пассажиров покинуть автобус, но получил отказ. Пассажиры в ультимативной форме потребовали от водителя совершить еще один рейс по направлению в город. После длительных телефонных переговоров с бригадиром маршрута водитель все-таки согласился на условия пассажиров, и автобус поехал в сторону центра. Во время разговора с бригадиром произошел еще один курьезный случай. Общаясь с одним из разъяренных пассажиров, бригадир попросил их написать в мэрию письмо с… просьбой еще поднять тариф на проезд в «маршрутках».

Эти слова даже не простого водителя, а номинального руководителя маршрута наглядно показывают: наглость «маршрутников» перешла все разумные пределы. Летнее изменение тарифа до 12 рублей не только не повысило качество обслуживания пассажиров, но и привело к тому, что автобусы стали исчезать с городских улиц гораздо раньше. В новогодние праздники водители собирали стандартную праздничную выручку уже к восьми-девяти часам вечера, и дальше им работать не хотелось. Поскольку нет никакой ответственности за срыв поздних рейсов, то они совершенно спокойно отправлялись домой. Судьба замерзающих на остановках пассажиров их никак не заботила.
По нормативным документам та же «четверка» в праздничные дни должна работать до 23.50. В реальности после 21.10 с конечной автобусы не отправлялись. Кто ответит за такой крупный срыв рейсов? Да никто не ответит.

А судьи кто?

В Томске отсутствует система контроля за работой частных перевозчиков. Никто, кроме конкретного водителя, не знает, был он на рейсе или нет. И если пассажир не написал письменной жалобы или если органы надзора не вышли инициативно на проверку, ничего не изменится.

В Томске таким надзорным органом является Управление государственного дорожного надзора. Именно оно может инициативно контролировать и наказывать перевозчиков. Но пока оно предпочитает реагировать на письменные жалобы пассажиров, а не устраивать, например, регулярные проверки выполнения графиков в вечернее время.

Можно много говорить о том, как улучшить работу «маршруток» в Томске. Можно помечтать о том, что на каждой остановке появится информация о времени начала и окончания работы маршрута и интервале движения. Таких «можно» каждый пассажир перечислит с десяток. Ничего этого не будет, пока у надзорных органов не будет инициативы, желания серьезно заняться контролем маршрутного транспорта.

А как в Москве?

Первое, что видит пришедший на остановку пассажир в Москве, — это табличка, на которой указаны все маршруты, проходящие через эту остановку. На ней перечислены не только муниципальные троллейбусы и автобусы, но и все маршрутные такси.

По каждому маршруту дается информация по времени и интервалам движения. Указаны телефоны перевозчиков и надзорных органов.

Благодаря этой информации каждый пассажир знает, стоит ему ждать автобус или уже нет. Если же какой-то из нормативов нарушается, то он может оперативно пожаловаться сразу по двум направлениям — оператору маршрута и в надзорные органы.

У каждого маршрута в Москве есть компания-оператор, которая целиком и полностью отвечает за движение по данному пути. Таким образом, у надзорного органа есть возможность максимально эффективно реагировать на жалобы. В случае неоднократного несоблюдения графика движения договор с перевозчиком расторгается и маршрут отдается другой компании.

ДОКУМЕНТЫ

«График, у меня есть график. А все, что не по графику…»

Согласно условиям договора, подписанного маршрутниками, перевозчик обязан:

2.3.5. Разрабатывать графики (расписания) движения автобусов по маршруту на основе определения нормативных значений скоростей движения автобусов на маршруте и отдельных его участках между остановочными пунктами…

2.3.2.7. Осуществлять контроль за соблюдением водителями автобусов Правил дорожного движения, трудовой дисциплины, Правил перевозок пассажиров, Правил технической эксплуатации подвижного состава, временем выхода и возвращения с линии, соблюдением расписаний движения, наличием и состоянием водительских удостоверений перед выпуском транспортных средств на линию;

5.4. Договор может быть досрочно расторгнут в одностороннем порядке в случае нарушения Перевозчиком какого-либо из условий настоящего Договора, более трех раз в течение трех месяцев, зафиксированного в акте, составленном контролирующим и (или) надзорным органом (Государственной инспекции по безопасности дорожного движения по Томской области, Управления государственного автодорожного надзора по Томской области).

ПРАКТИКА

Управление государственного дорожного надзора, ул. Котовского, 19,
т. 55-63-90.

Комитет по транспорту администрации города Томска, пр. Ленина, 73,
т. 52-92-01.


Опубликовано в 25 номере от 31 января 2010 года.

Оставьте свой комментарий


Архив

Цитата

«Мне непонятно, почему некоторые из ваших деревянных домов сохранились в таком плачевном состоянии. Это же такое уникальное явление, в мире их больше нигде нет!». Эмир Кустурица

Из материала

«Вспомнить все»

Проекты

Архив статей

  • 2013
  • 2012
  • 2011
  • 2010