Городская газета

Проплывая по Батенькова… За последние шестьдесят три года таких сильных наводнений больше не было

Просмотры: 1 632

Во время паводка 1947 года вот так выглядела набережная Томи: самое последнее здание на заднем плане — ресторан «Славянский базар». В то время рядом с ним располагался Старый базар. Сейчас на его месте — здания Белого Дома и Драмтеатра.

История Томска богата наводнениями. Норовистая Томь давала знать о себе весной регулярно — и в прошлом веке, и в позапрошлом. Последнее сильное наводнение в Томске было шестьдесят три года назад — в 1947 году.

Зима 46-47-го была сурова, морозы стояли -40, -46. Толщина льда на Томи достигла 120 сантиметров. Весной же основательно промерзшая почва совсем не впитывала влагу, и вся вода от тающего снега и постоянных дождей устремилась по льду еще замерзших ручьев и малых рек в Томь. К 3 апреля толщина льда на реке была больше метра, он не рассыпался, а оставался монолитным, поскольку теплых дней почти не было.

В течение первой декады апреля вода прибывала по 56 сантиметров в сутки. К 10 апреля река вздулась, начав взламывать не по-весеннему прочный лед. Около Белобородова (в районе Северска), где Томь делает крутой поворот, образовался первый крупный затор. Подплывающие льдины упирались в него, вставали вертикально и, увлекаемые мощным течением, ныряли под лед, забивая русло реки до самого дна.

Вскоре реку перегородила ледяная плотина. Лед прибывал с верховий Томи, и уже к середине апреля вытянувшийся на 25 километров ледяной затор достиг окрестностей Томска. Общая масса льда в заторе при его толщине более шести метров оценивалась в несколько десятков миллионов тонн. Льдины выбрасывало на берег и палубы стоящих в устье Ушайки судов. Одновременно с этим поднимался уровень воды. К 17 апреля он достиг одиннадцати метров над нулем водомерного поста Томска.

В Томске началось одно из самых грандиозных наводнений. Именно после этого половодья исчез находившийся посередине Томи остров Зелененький. Та же участь постигла тальниковые заросли, телеграфные столбы и деревянные постройки по всей пойме. Треть города и даже площадь Батенькова оказались под водой. Общий ущерб, нанесенный городу катастрофическим затором и последовавшим за этим наводнением, оценивался в 241 миллион рублей.

Лишь к 20 апреля из-за наступившего похолодания уровень воды опустился до безопасной отметки, гигантские же нагромождения льда таяли до конца мая.

Как только стало ясно, что у села Белобородова произошел затор, начались взрывные работы. К подрыву льда тротилом приступили 11 апреля и закончили только 22-го, когда… ледовая преграда начала сама разрушаться под действием промывшей ее воды. Ясно, что для разрушения ледовой пробки длиной в 25 километров и весом в десятки миллионов тонн требовались сотни тонн взрывчатки. Все это было совершенно нереально хотя бы потому, что хаотическое нагромождение льда не позволяло воспользоваться каким-либо транспортом и взрывчатку доставляли на плечах или санках.

В Научной библиотеке ТГУ имеются книги, написанные в 50-60-е годы Я. Марусенко, в которых автор приводит таблицу катастрофических заторов на Томи: с 1886 по 1958 годы насчитывается 22 затора длительностью от двух до пятнадцати суток!

После 1958 года заторы ниже Томска практически исчезли. По времени это совпадает с вводом в эксплуатацию комплекса по производству компонентов ядерного оружия в Северске.
Причина проста: в реакторах выделялось большое количество тепла, от которого нужно было избавляться. Часть тепла по системе дальнего теплоснабжения направляли в Томск, но еще большую часть горячей воды сбрасывали в Томь.

Многокилометровая незамерзающая полынья была видна даже из космоса. Подогретая вода не позволяла образовываться толстому прочному льду и предотвращала осенние и весенние заторы на повороте Томи ниже Белобородова.

Вновь заторы стали возникать вслед за остановкой ядерных реакторов.

Редакция благодарит за предоставленную информацию Николая Коданева

Опубликовано в 28 номере от 14 марта 2010 года.

Оставьте свой комментарий


Архив

Цитата

«Мне непонятно, почему некоторые из ваших деревянных домов сохранились в таком плачевном состоянии. Это же такое уникальное явление, в мире их больше нигде нет!». Эмир Кустурица

Из материала

«Вспомнить все»

Проекты

Архив статей

  • 2013
  • 2012
  • 2011
  • 2010