Городская газета

«За проезд передаем!» Каково это, быть кондуктором?

Просмотры: 1 010

Из стены плотного бледно-желтого света — такой эффект дает мартовское солнце, отражающееся в снегу, — появляется ПАЗик, будто вырезанный из бумаги и наложенный на белый картон. Воскресенье, около 11 утра. Конечная «четверки» — «Технопарк». В ряд еще пять автобусов. Отправление через 30 минут. / Михаил Гилев.

Наблюдая со стороны

— Обычно рабочий день начинается с 6.30, а заканчивается в начале двенадцатого ночи. Просто сегодня воскресенье — с утра народу не бывает, поэтому нет смысла выезжать рано, — говорит Лена Скрипачева, кондуктор автобуса.

— Мне бумагу на железо надо поменять, пятаки есть? — спрашивает водитель другого автобуса.
— Нет, у меня только два пятака, остальные желтенькие (монеты номиналом 10 и 50 копеек), — отвечает Лена, 19-летний кондуктор с годовым стажем. Учебу на филфаке она без потерь совмещает с работой. Почти без потерь: график два через два.

Зашла и минут пять посидела диспетчер — она следит за соблюдением графика. Забурчал двигатель, побежали цифры на секундомере, дернулись мохнатые тельца игрушечных зверушек, болтающихся на присосках, — мы поехали. Лена разворачивает кассу-копилку — поддон кассового аппарата — под удобным углом к себе. Сложенные по три пополам десятки похожи на растрепанные страницы зачитанных книг, они торчат из специально отведенных в кассе щелей. На остановке «Общежитие» заходят первые пассажиры.

Лена принимает купюры, сортирует мелочь, отсчитывает сдачу, как будто это не требует никаких усилий.

— Самое сложное — это научиться быстро отсчитывать сдачу, ведь я филолог и с математикой поссорилась еще во втором классе.

Неторопливо плывем по Елизаровых, мягко подрагивает бахрома, окаймляющая деревянную антресоль, усеянную синими лампочками. Белым пятном посередине висят кварцевые настенные часы, по бокам от них ящички, полочки и динамики. Переливаются радужной палитрой две голографические наклейки, изображающие двуглавых орлов, колеблется миниатюрное полотнище российского флажка, пластмассовое древко которого прикреплено к огнетушителю, подрагивают плюшевые кубики, свисающие с потолка.

— Люблю, когда все красиво и аляписто! — комментирует Лена.

Тем временем уже третий человек подходит с 500 рублями, а это только первый круг — сдачи нет. Лена начинает набирать десятками — пассажирка раздражена этим и тут же находит расчет без сдачи.

— Так довольно часто бывает: кто-то хочет разменять крупную купюру, а кто-то просто стремится проехать бесплатно, видя, что в кассе не набирается сдачи, — объясняет Лена. — Частенько пассажиры рассчитываются большим количеством мелочи, и после подсчета обнаруживается, что они недодали. Один даже как-то рассчитался поддельной тысячной купюрой, но я сразу это поняла, а он успел убежать.

Круг мы проехали без происшествий, хотя иногда негативный момент вносят пьяные или, как выражается Вячеслав, водитель автобуса, «ужаленные» (наркоманы) пассажиры.

— Таких приходится успокаивать, иногда ссаживать, — рассказывает Вячеслав. — Причем пассажиры редко что-то сами делают. А мне это тоже не особо надо — лет пять назад на нашем маршруте один такой пьяный убил водителя…

Мы на Ференца Мюнниха. Рядом стоят два газированных (то есть работающих на газе) автобуса и два обычных. От «Технопарка» мы доехали за 50 минут, как и положено по графику. Стоянка на конечной — 30 минут. В это время Лена и Вячеслав обычно пьют чай, разгадывают кроссворды, разговаривают или заглядывают в другие автобусы, которые ждут отправления. Сегодня Вячеслав рассуждал о муниципальном транспорте:

— Николайчук хочет увеличить количество рабочих мест, поэтому вводит городской транспорт. А наши рабочие места? Идти к ним, что ли? Но ведь у каждого уже сложились свои привычки в работе, и перестроиться уже будет сложно. Не знаю…

Быть кондуктором

Теперь я сажусь на место кондуктора, на специальную подушечку, которая, кстати, делает поездку не в пример приятнее, и принимаю профессиональную позу — вполоборота, облокотившись на крышку капота. Беру специальное приспособление — решетку под мелочь (подставку для зажигалок), и заполняю каждую ячейку четырьмя рублевыми монетами.

Первый же пассажир, не мешкая, подает деньги мне, хотя Лена сидит рядом. Значит, перевоплощение прошло успешно. Я складываю бумажные десятки в специальный отсек.

— Лучше делай так, чтобы картинки на всех купюрах совпадали, — наставляет Лена, — иначе нет ощущения порядка.

Весь день приходится перебирать деньги — от этого, по словам Лены, устают пальцы, портятся ногти и появляются заусенцы.

— А кондуктор должна хорошо выглядеть, быть опрятной и вежливой, как телеведущая, — отмечает Лена.

Кстати, о вежливости: оказывается, существует кондукторская этика. Например, плохим тоном считается давать сдачу мелкими монетами, когда в кассе есть покрупнее.

Мы тем временем подкрадываемся к остановке «Автопарк», обочина возле которой выглядит, как каток, — гладкая, метров семь длиной и метр шириной полоса льда. Единственный человек на остановке, старушка, жестами просит подъехать как можно ближе.

Я принимаю деньги, отсчитываю сдачу, пару раз ошибаюсь, но Лена приходит на помощь. На проволоке безжизненно болтается рулон билетов, которые никто никогда не отрывает, чтобы не тратить время. Намертво приделаны к антресоли только два предмета — иконка и сувенирное сердечко. Про последнее Лена говорит так:

— Мое сердце отдано автобусу, — причем как шутка это не звучит.

Мы высадили последних пассажиров на «Технопарке» и едем разворачиваться через стоянку возле магазина. Вячеслав, как профессиональный водитель, изощренно проклинает вставшего «не там» таксиста, который «права только вчера получил», и подъезжает к шести другим припаркованным машинам. Через полчаса отправление.


Опубликовано в 28 номере от 14 марта 2010 года.

Оставьте свой комментарий


Архив

Цитата

«Мне непонятно, почему некоторые из ваших деревянных домов сохранились в таком плачевном состоянии. Это же такое уникальное явление, в мире их больше нигде нет!». Эмир Кустурица

Из материала

«Вспомнить все»

Проекты

Архив статей

  • 2013
  • 2012
  • 2011
  • 2010