Городская газета

Кто кого проверяет? Кому нужна неучтенная выручка «маршруток»

Просмотры: 1 620

Борьба с «маршрутным» хамством, нерегулярностью движения «ПАЗиков», с многочисленными нарушениями правил дорожного движения ведется уже который год. Но, как мы видим, порядка не было и нет. Чем обусловлен такой иммунитет «маршрутников» к любым попыткам цивилизовать пассажирские перевозки? Не наличием ли покровителей в тех структурах, которые обязаны как раз контролировать соблюдение требований перевозчиками? / Андрей Белоус.

В средине прошлого года владельцы маршрутного бизнеса в Томске ударили с властями по рукам. За три рубля, которые администрация города согласилась добавить к предельному тарифу на перевозку в областном центре, владельцы этого бизнеса публично поклялись, наконец-то, развернуться лицом к тем, кого они перевозят. Я могу напомнить список этих обещаний, просто перелистав почти полтысячи жалоб на работу маршрутного транспорта в Томске, которые люди написали только за последние девять месяцев, прошедших с июля прошлого года.

Прообещавшиеся

Но делать этого нет никакого смысла. Ежу понятно, что кроме стоимости проезда в маршрутном автобусе ничего не изменилось.

Тут есть то, что лежит на поверхности, и то, что от наших глаз скрыто. Любой из нас легко может нарваться на хамство водителя, который одной рукой держит трубку мобильного телефона, другой ссыпает вам медную сдачу, при этом автобус едет, а сам водитель курит, поэтому проезжает остановку, где вы должны были выйти. По статистике это стандартный набор жалоб, связанных с работой маршрутного транспорта. И все это владельцы маршрутного бизнеса в июле прошлого года обещали больше никогда не делать.

Но есть и то, что от глаз пассажиров спрятано. Когда в прошлом году мэр подписывал постановление о предельном размере тарифа на перевозку пассажиров, владельцы маршрутного бизнеса обещали многое. Тут и паспорта маршрутов, и соглашения с администрацией, и автобусы, оборудованные не одной дверью, как конура, а двумя, это содержание конечных остановок. Список того, что они обещали, но сделать так и не решились, очень длинный. Чтобы долго не объяснять, что и почему с этой нормативно-правовой базой, скажу: целью суеты вокруг этих вещей является стремление собственно легализовать пассажирские перевозки «маршрутников».

Стихийное бедствие

Все, на чем сегодня построен маршрутный бизнес в Томске, появилось в свое время стихийно. Об этом все знают. Само понятие «маршрут» оформилось тогда, когда два автобуса подряд проехали по улицам, где толкалось больше всего людей. Я не могу сказать, насколько сегодня эта сложившаяся схема оправдана. Но на проспекте Ленина «маршрутники» в прямом смысле наступают друг другу на пятки. На остановке в центре иногда скапливается от 13 до 17 «маршруток» одновременно, сзади, спереди и в два рядка.

Не уставая толкаться на Ленина, они в то же время не устают ныть по поводу низкой рентабельности бизнеса. У людей, которые понимают, как эта штука устроена, это вызывает смех.

Кому принадлежат маршруты?

Когда мы говорим о владельцах маршрутного бизнеса в Томске, надо понимать, что это очень небольшая группа людей. По оценкам мэрии города, маршрутный бизнес реально принадлежит примерно полусотне предпринимателей, а реально его контролирует еще меньшее количество людей. Прошлым летом владельцы бизнеса обещали создать центральную диспетчерскую службу, чтобы хоть как-то систематизировать процесс появления или исчезновения автобуса с того или иного маршрута. Но потом эти ребята поняли, что центральная диспетчерская служба — это для них такая дорога в ад. Единое диспетчерское управление позволяет контролировать весь комплекс маршрутных перевозок. Более того, оно позволяет управлять им, когда это необходимо. А бизнесу, который ежевечерне имеет в балансе неучтенную выручку в сотни тысяч рублей, такой контроль не нужен. Когда же диспетчерскую службу предложила создать сама администрация, «маршрутники» тут же приготовили ручки писать жалобы антимонопольщикам.

Кто главный?

На прошлой неделе я нескольких чиновников попросил объяснить мне, кто отвечает за работу конкретного маршрута? Кто главный на маршруте, где одновременно несколько перевозчиков? Выяснилось, что главного нет. Потому что там несколько перевозчиков. Не секрет, что в Томске широко распространена практика продажи автобусов с готовым лицензированным маршрутом и даже целых маршрутов. Эти сделки не имеют ничего общего с легальными процессами в бизнесе просто потому, что они противозаконные. Нельзя продать то, чего у тебя нет.

Но, что удивительно, движение внутри отрасли, все эти перепродажи никак не способствуют консолидации маршрутного бизнеса. Договоритесь между собой, объединитесь в тех формах, в каких ваш бизнес будет расти. У владельца единственного ПАЗика нет и никогда не будет доступа к ресурсам, которые позволят хотя бы думать о том, чтобы купить большегрузный автобус. Почему этот бизнес не хочет консолидироваться? По той же самой причине, по которой ему не нужна единая диспетчерская служба: из-за вала неучтенной наличной выручки.

Немного о гайках

Смешно, но на этом фоне полулегальный бизнес нашел покровительство у государственных чиновников. Есть такая контора — Российская транспортная инспекция. Федеральная структура в составе министерства транспорта. И вот как только в прошлом году власти Томска начали напоминать владельцам «маршруток», что те взяли на себя обязательства, но почему-то сразу забыли о них, они тут же получили по рукам от «федералов» — Российской транспортной инспекции.
Как только администрация города начинает «закручивать» гайки в отношениях с «маршрутниками», неизменно возникает транспортная инспекция, которая просит эти самые «гайки» открутить немного назад. Такое поведение людей из федерального ведомства наводит на дурные мысли. Они теперь обвиняют городские власти в том, что те перегибают палку, когда без конкурса присылают в морозы муниципальный автобус на «Спичку», чтобы тот смог напрямую связать микрорайон с медсанчастью № 2. Но транспортная инспекция почему-то не устает «шерстить» муниципальный транспорт, доля которого на рынке, как известно, всего 13 %.

МНЕНИЕ

Виктор Кресс,
губернатор:

«Городская администрация несколько месяцев назад подписала соглашение с маршрутниками. Мне руководство администрации говорит, что они свои обязательства практически все выполнили. Другая сторона ничего не выполняет. Я мэру сказал: останавливайте тогда 10-20 машин по разным маршрутам, снимайте с линий, если выходят без кондуктора. Мне говорят, что это полномочия транспортной инспекции, есть у нас некто Завьялов. У меня претензий тоже очень много к г-ну Завьялову. Мы создадим условия, при которых или он сам поймет, или, наверное, придется заменить руководителя транспортной инспекции».

(«Сто вопросов губернатору», ТВ-2, 25.03.2010)

Николай Завьялов,
главный государственный транспортный инспектор в Томской области:

— У нас есть согласованный план проверок. Он берется не с потолка, а согласуется с прокуратурой и учитывает требования закона о периодичности проверок. Есть проверки внеплановые. Они могут касаться жалоб населения или жалоб, которые поступают из прокуратуры. Нас обвиняют в том, что мы не следим, есть в «маршрутке» кондуктор или нет. Но в постановлении правительства написано: если кондуктора нет, то расчет осуществляет водитель!

Все проверки, которые были на муниципальном транспорте, инициированы прокуратурой в связи с обращением туда частных перевозчиков.

Продолжение следует

Редакции «Городской газеты» стало известно, что в ближайшем будущем в инстанциях, регулирующих маршрутные перевозки, произойдут изменения. Надеемся, они приведут к слаженной работе всех инстанций, вне зависимости от уровня власти и полномочий.


Опубликовано в 30 номере от 11 апреля 2010 года.

Оставьте свой комментарий


Архив

Цитата

«Мне непонятно, почему некоторые из ваших деревянных домов сохранились в таком плачевном состоянии. Это же такое уникальное явление, в мире их больше нигде нет!». Эмир Кустурица

Из материала

«Вспомнить все»

Проекты

Архив статей

  • 2013
  • 2012
  • 2011
  • 2010