Городская газета

То яма, то канава! Откуда столько ям этой весной?

Просмотры: 2 023

Хочется, чтобы год от года дороги в Томске становились все лучше и лучше. Но пока что-то все наоборот. Почему? Потому что плохо строят и плохо ремонтируют, — скажете вы. Но это только часть правды. На самом деле, большая часть томских дорог в советское время проектировалась и строилась для провинциального города с небольшим количеством автомобилей. С тех пор машин стало кратно больше. Вот и не выдерживают наши дороги непроектной нагрузки вкупе со сложными климатическими и геологическими условиями. Финансовых же возможностей кардинально изменить ситуацию — заново перестроить все томские дороги — у города нет. Пока вся надежда только на новые дороги, которые теперь уже проектируют в соответствии с нынешним потоком транспорта и строят по современным технологиям. / Ирина Бородина.

В этом году, как и в прошлом, капитального ремонта дорог в Томске не будет. За лето 2008-го отремонтировали много: коммунальный мост, ул. Карла Маркса, большую часть Красноармейской, и ул. Розы Люксембург. Но даже капитальный ремонт не дает 5-летней гарантии отсутствия ям, как это должно быть на новой Балтийской. Именно на строительство дорог, а не на их ремонт город тратил средства этим и прошлым летом. / Фото Никиты Грейдина
Почему возникают ямы?

Большинство томских улиц, за исключением тех, что строятся сейчас, да еще центральных проспектов, спроектированы без учета особенностей нашего климата и под нагрузки, рассчитанные для 1970 — 80-х годов. В то время специалисты просто не могли предположить, каким будет транспортный поток в 2010 году. Поэтому толщина дорожной одежды городских улиц в среднем — 50-70 см, хотя по современным нормам она должна составлять не менее метра.

Дороги строятся на грунтах, а они в Томске крайне неблагоприятные для возведения дорожных конструкций: глины, суглинки и супеси. Плюс к этому, в то время проектировали по нормам, разработанным на основе исследований московского и ленинградского узлов автодорог.

Нормативный документ, который определяет требования к дорогам (ГОСТ 50597), был принят только в 1993 году. Вот отчего, собственно, в Томске и были построены неподходящие нашему региону по толщине дороги. Правда, по тому же ГОСТу и ямы должны ликвидироваться в течение 4-10 суток с момента возникновения.

Ежегодно автомобильный парк Томска увеличивается примерно на 10 %. Все основные магистрали перегружены, если посчитать приблизительный вес машин, ежедневно выезжающих на улицы города, это будет минимум 300 тысяч тонн! Например, по улице Красноармейской каждый день проезжает до 34 тысяч машин. Это в три раза превышает тот поток, на который рассчитана дорога. Результат — выбоины, трещины и так называемая колейность.

Помимо повышенной нагрузки от автотранспорта, разрушение дорожного покрытия провоцируют наши климатические условия. Зимой дороги замерзают, а весной, когда земля оттаивает, несущая способность грунта теряется. Это и приводит к образованию трещин и выбоин. Под воздействием ударов колес структура асфальта продолжает разрушаться. Весной эти процессы происходят быстрее, чем в остальное время года, трещина превращается в яму в считанные дни. Вот почему создается ощущение, что весной на дорогах снег сходит вместе с асфальтом.

— В Томске при проектировании большинства улиц в советское время не был предусмотрен водоотвод, — говорит Владимир Оккель, начальник департамента капитального строительства администрации Томска. — Хотя для многих районов города характерно заболачивание, поскольку грунтовые воды находятся близко от поверхности дорог. Возьмем Московский тракт — весной все затоплено. На большинстве улиц «ливневки» нет, а для дороги вода — первый враг. Поэтому в заболоченных районах ямы образуются намного чаще.

Как скоро на новой дороге появятся ямы? На дорогах, которые строили еще в советское время, и строили неправильно, выбоины образуются ежегодно. Строители уверяют: новые дороги спроектированы по новым нормам. И даже при увеличении потока машин здесь не появится трещин и ям первые 5-6 лет. / Фото Никиты Грейдина
Будут ли ямы на Балтийской?

Новые томские улицы — Балтийская, Клюева и другие — спроектированы уже по новым нормам: толщина дорожной одежды на них достигает 120 см. Значит, в течение пяти лет на этих дорогах не появится трещин и ям.

— Земляное полотно на новых и строящихся дорогах отсыпано из дренирующих грунтов, — поясняет Владимир Оккель, — значит, исключена возможность «пучения» грунта. При нем на покрытии образуются трещины, которые, постепенно увеличиваясь, приводят к разрушению дороги.

Еще одна причина появления разрушений на дорогах — выполнение раскопок при ремонте подземных коммуникаций. Как правило, после подобных работ грунт земляного полотна и материалы слоев дорожной одежды остаются недоуплотненными. Завершив работу, выкопанную землю ремонтники вываливают на прежнее место. При этом однородность плотности грунтов и асфальтобетона нарушается. В итоге после некачественной утрамбовки слоев дорога просаживается, могут возникнуть проломы дорожной одежды.

Как ремонтируют дороги?

Существует несколько видов материалов для ямочного ремонта. В нашем городе применяют холодный, литой, горячий асфальт и струйные инъекции битумных эмульсий. Последние два состава — самые подходящие для Томска. Две других смеси использовали редко, так как в городе до недавнего времени не было заводов, способных производить такие эмульсии.

Струйные инъекции битумных эмульсий — самый дешевый и нетрудоемкий вариант заделывания ям на дорогах. Раствор заливается без предварительной обрезки выбоины — прямо из шланга. Главное — очистить выбоину. Эти смеси тоже литые (без зазоров), а потому и утрамбовывать их не нужно. Эмульсию для смесей изготавливают на томском заводе строительных материалов. Помимо нее в состав входит еще и каменная смесь.

Бывают ли идеальные дороги?

В идеале, прежде чем класть заплатку на дорогу, нужно взять образец асфальтобетона, исследовать его в лаборатории и определить пропорции: сколько в нем щебня, битума и других материалов. Затем создается точно такая же асфальтобетонная смесь и укладывается на место выбоины.

Метод, которым будет отремонтирована выбоина, значения не имеет. Главное — добиться однородности свойств материала в дорожном покрытии. Тогда на стыке существующего покрытия и «заплаты» не образуется трещин.

По действующим правилам технология ямочного ремонта включает несколько операций. Вокруг выбоины выделяют прямоугольную «карту». По выделенному контуру карты удаляют асфальтобетон, а стенки и дно обрабатывают с последующей укладкой и уплотнением ремонтной смеси. Если материал заплатки точно такой же, как и материал существующего дорожного полотна, и технология соблюдена, заплатка прослужит в среднем пять-шесть лет.

В Европе понятия восстановительного или ямочного ремонта практически не существует. Там все дороги, во-первых, соответствуют транспортному потоку по толщине дорожной одежды. Во-вторых, раз в два-три года на покрытие укладывают защитный слой. Обновлять сантиметровый защитный слой раз в пару лет дешевле, чем ежегодно тратиться на ямочный ремонт. Он консервирует дорожную одежду и продлевает срок ее службы. Лишь этой весной европейские специалисты начали восстановительные работы после парадоксально холодной зимы.

В 1980-х годах устройство поверхностных и защитных обработок предпринималось по всему СССР, в том числе и в Томской области. Но потом стало не хватать средств на приобретение материалов и техники. На дорогах накопился ужасающий объем недоремонта. Два года назад Томское ДРСУ в Лоскутово и Асфальтобетонный завод в Томске организовали производство битумной эмульсии. Так что и в нашей области появилась перспектива применения современных технологий ремонта дорог. Предприятие в прошлом году покрыло защитным эмульсионным слоем участок дороги Томск — Юрга. В городской черте подобные напыления пока не используются.

При нажатии откроется полная версия графики:

НАБЛЮДАТЕЛЬ

Надежда Древаль, автомобилист

Где в Томске ездить хорошо?

Самый большой соблазн нарушить скоростной режим движения возникает на новой дороге по Клюева. Покрытие достаточно ровное, а дорога достаточно длинная и широкая, чтобы разогнаться. Лети себе да лети. Жалко, что в Томске так мало новых дорог. Вернее, пока всего две — до Клюева сделали еще Комсомольский проспект. И по нему пока тоже ездить приятно. Есть там одна трещина, но она не сильно заметна — ничего не стучит и автомобиль не «плачет», когда едешь по Комсомольскому. Правда, наверху дороги, ближе к заправкам, ямы уже ощутимо дают о себе знать, их приходится объезжать. Из приятных для водителя и автомобильных подвесок дорог в Томске можно назвать еще проспект Мира, первую половину Иркутского тракта, частично проспект Кирова… И, пожалуй, все. На остальных дорогах все не так радужно. А на проспекте Фрунзе, например, просто чу-до-вищ-но! Здесь, еще не доезжая до пересечения с Красноармейской, уже можно «убить» машину напрочь. Герцена, Сибирская, Алтайская — когда проезжаешь по ним, автомобиль просто жалко.


Опубликовано в 33 номере от 21 мая 2010 года.

Оставьте свой комментарий


Архив

Цитата

«Мне непонятно, почему некоторые из ваших деревянных домов сохранились в таком плачевном состоянии. Это же такое уникальное явление, в мире их больше нигде нет!». Эмир Кустурица

Из материала

«Вспомнить все»

Проекты

Архив статей

  • 2013
  • 2012
  • 2011
  • 2010