Городская газета

Удостоверение ФСБ и ювелирные украшения Как корреспондент «Городской газеты» чистил томские фонтаны

Просмотры: 1 380

Примета бросать в фонтан монетки «на хорошую погоду» в Томске прижилась. Операторы, которые регулярно чистят городские фонтаны, обнаруживают там не только российские монетки достоинством от 10 копеек до 5 рублей. Серебряные кольца, золотые серьги и удостоверение ФСБшника — таков улов оператора двух главных фонтанов города Антона Утропова. Он следит за техническим состоянием и чистотой водометов на Ново-Соборной площади и в губернаторском квартале. С 11.00 до 23.00 он управляет водой, музыкой и светом. Каково это, выяснял корреспондент «Городской». / Михаил Гилев.

Объем чаши главного фонтана — 250 кубических метров, то есть туда входит 250 тысяч литров воды. Ветер иногда выдувает весь этот объем за сутки. Все из-за того, что кто-то украл датчик ветра, висевший на фонарном столбе. Это устройство соизмеряет высоту струи с силой ветра, чтобы отдыхающих у фонтана не залило водой. Без этого датчика водомет работает в полную силу вне зависимости от погоды. / Фото Полины Зайцевой.
Оператор фонтанов

— Насос вышел из строя, придется менять, — констатирует Антон Утропов, сидя на корточках возле фонтана на набережной. — А работал насос всего неделю, — добавляет он, постукивая разводным ключом по стальному корпусу.

Части насоса покрыты толстой коркой извести — напоминает накипь на чайнике. В будке управления, похожей на кладовку, стоит два разобранных агрегата немецкого производства. Они рассчитаны на 10 лет бесперебойной работы, но томская вода убивает их за несколько месяцев, а то и недель. Найти запчасти для таких насосов почти невозможно.

— Мы драим их всякими скребками, болгарками. Сами чистим, — рассказывает Антон.

Чтобы устранить поломку, он освобождает чашу одного из маленьких фонтанов около реки Ушайки. Спускает воду, которая сбрасывается в реку. Затем вытаскивает насос, обрезает провода и ставит его на землю. От верхней части устройства — распылителя — тянется трос.

— Все агрегаты привязаны, чтобы их не утащили и не сдали на цветмет, — поясняет Антон.

Убывающая вода имеет зеленоватый цвет: его дает особая присадка, не позволяющая расти мху и плесени. Этот компонент безвреден для окружающей среды. Именно из-за экологии операторы фонтанов не используют специальные химические добавки, которые могли бы увеличить срок службы насосов.
Антон откручивает распылитель. За его спиной по земле стелется пожарный рукав, тянущийся из колодца. Другой конец шланга опущен в большую чашу основного водомета.

— Мы каждый день доливаем воду, это занимает половину рабочей смены, — говорит Антон. — Это, конечно, примитивно — использовать шланг. По-хорошему, вода должна идти через подземные трубы, но они, скорее всего, еще замерзшие.

Антон уже прикрутил распылитель к новому насосу и пошел к лавке, на которой лежал раскрытый чемодан с инструментами. Вернулся он с двумя мотками: черной изоленты и сырой резины. Затем скрутил провода и обернул сначала изолентой, потом сырой резиной и снова изолентой. После чего зажал место скрутки в кулак.

— Сырая резина осталась от китайцев, которые строили фонтан на Ново-Соборной, — поясняет Антон. — Под действием тепла она спекается, а затем окончательно затвердевает. У нас такого не производят, а этот моток скоро закончится.

А вот так выглядит пульт управления фонтаном: все эти датчики и провода могут работать в автономном режиме, самостоятельно управляя музыкой, светом и силой струй фонтана. / Фото Полины Зайцевой.
Повелевать стихией

Завершив ремонт, Антон прыгает в центр бронзовой чаши и устанавливает там насос. Теперь идем в будку управления: тестовый запуск. В «кладовке» размером с вагонное купе поезда на левой стене висят три металлических корпуса. Эти шкафы, напичканные электроникой, сами управляют музыкой, фонтаном и светом. Куча датчиков, мини-экранчиков с бегущими цифрами, заросли проводов. Оператор допускается только к кнопкам «вкл/выкл», да и те можно ввести в режим автопилота.

— Это называется «умный фонтан». Можешь включить фонтан для проверки, — разрешает Антон.

Из круглого окна будки видны все водометы: можно наблюдать за результатами своих действий. Створку окна подпирает деревянный полутораметровый брусок с непонятной шкалой делений. Как выяснилось, он для того здесь и находится. В первом шкафу стоит проигрыватель дисков, на нем лежат две пыльные болванки.

— Мы сейчас музыку пока не ставим. Начальство сказало в мае не включать из-за праздников, — объясняет Антон.

Когда же играет музыка, высота струи меняется в зависимости от ее темпа, громкости и ритма. Выходит, фонтан — это большой эквалайзер (аквалайзер) музыкального проигрывателя.

Второй шкаф подает питание на сами насосы: я поворачиваю главный переключатель. Антон машет рукой — все работает. Снова выключаю. В день фонтан расходует около 500 КВт/ч, на этой энергии лампочка в 100 Ватт могла бы гореть без остановки год и два месяца.

Третий шкаф отвечает за освещение, которое в 11 часов утра не нужно.

Мы возвращаемся на набережную, подходим к большому фонтану, по бортику которого пыхтя бежит девочка лет трех.
— Мне иногда кажется, что дети появляются от сырости, — признается Антон, — вот выключишь воду, и детей как ветром сдует.

Антон берет пожарный рукав и, не выключая воду, перетаскивает его из большой чаши главного фонтана в маленькую. Пока она наполняется, оператор говорит, что часто насос ломается из-за того, что в воду бросают бумагу. Чистить чаши из-за плохой воды и бескультурья приходится примерно раз в десять дней. Но если погода стоит хорошая, то операторам не разрешают нарушать покой отдыхающих гигиеническими процедурами.

Через пятнадцать минут фонтан заработал.

— Очень красиво смотрятся маленькие фонтаны: вода образует ровную вазу, — делится Антон. — Обычная струя, бьющая вверх, называется сосна. Есть еще зонтик и одуванчик, но это не так впечатляет. Магия воды существует, это точно.


Опубликовано в 33 номере от 21 мая 2010 года.

Оставьте свой комментарий


Архив

Цитата

«Мне непонятно, почему некоторые из ваших деревянных домов сохранились в таком плачевном состоянии. Это же такое уникальное явление, в мире их больше нигде нет!». Эмир Кустурица

Из материала

«Вспомнить все»

Проекты

Архив статей

  • 2013
  • 2012
  • 2011
  • 2010