Городская газета

Внимание, холодной воды не будет Если не начать модернизировать томский водоканал в течение ближайших пяти лет, город потеряет уникальный подземный водозабор

Просмотры: 1 204

75 процентов износа и 48 процентов потерь. Цифры, которые лучше многих слов объясняют положение томского водопровода. Можно сказать, что на три четверти его уже нет. При этом на восстановление городского водопровода денег у города тоже нет. Поэтому Томск уже почти два года ищет выход из водопроводного тупика. И сегодня он, кажется, найден: мы приглашаем к себе работать крупнейшие западные компании, которые обладают не только средствами, но и новейшими технологиями. / Андрей Белоус.

Томский подземный водозабор, снабжающий полумиллионный город чистой артезианской водой, был запущен в эксплуатацию в 1973 году. За это время он ни разу не реконструировался, поэтому к 2010 году общий износ водоводов превысил 75 %. Из-за плохого состояния сетей и отсутствия адекватного учета расхода воды у потребителей водоканал теряет около половины (48 %) всей воды, которую добывает на скважинах правобережья Оби. / Фото Полины Зайцевой.
Сколько нужно денег?

Эксперты оценивают реконструкцию всех ниток водоводов от скважин до подземного водозабора в 1,4 миллиарда рублей. Во что обойдется модернизация десятков километров городских сетей, еще не известно.

Власти Томска в прошлом году вели переговоры в правительстве и государственном Банке Развития, но там ясно дали понять, что, во-первых, быстро денег никто не даст. Во-вторых, их в принципе не дадут муниципальному предприятию, каким является томский водоканал, ни под какие гарантии.

Поэтому решили объявить конкурс среди компаний, которые в состоянии за счет собственных или привлеченных денег реконструировать сети водоканала. Схема простая: водоканал передается в аренду какой-то компании на условиях, которые выставляет город. Что это за условия? На прошлой неделе в думу Томска поступил проект договора аренды МУП «Томский энергокомплекс», которое сейчас эксплуатирует водоканал. В нем прописали все, что только можно прописать, а главное — условия расторжения договора, механизмы контроля власти за будущим арендатором и порядок определения тарифов (их по-прежнему будет утверждать город, а не частная компания).

А будут ли миллиарды?

Есть еще одно принципиальное новшество: теперь властям не интересны обещания инвесторов о том, сколько они хотят потратить денег. В свое время Томские коммунальные системы (ТКС) обещали миллиард рублей, но, не вложив почти ничего, выкачали из Томска намного больше. Теперь власти ждут конкретных инвестпрограмм, где будут указаны реальные объекты инвестиций.

Претендентов уже много. Среди них несколько российских компаний, включая старых знакомых — РКС. Но властям удалось привлечь внимание и международных компаний, таких, как испанская «Аквалия» и французские «Веолия» и «Газ де Франс Суэц». Губернатор Виктор Кресс подписал с «Веолией», основанной в 1853 году, меморандум о сотрудничестве. Но пока это ничего не значит.

Будет ли конкурс честным?

После того как дума Томска утвердит проект договора с будущим арендатором водоканала, мэрия должна будет объявить открытый конкурс. Губернатор уже говорит, что на него, как и на мэра Томска, давят.

Российские компании боятся, что в стране появятся иностранные операторы, обладающие уникальными технологиями и вековым опытом в эксплуатации объектов коммунальной инфраструктуры.

Если томские власти не прогнутся под этим давлением, Томск может стать первым российским городом, который смог привлечь в свою коммунальную сферу крупную международную компанию.

НАБЛЮДАТЕЛЬ

Напои меня водой

Андрей Белоус

Водоканал теряет через дыры в трубах примерно половину воды, которую поднимает из скважин. Компания, которая сможет сократить эти потери, разницу между тарифом и затратами на эксплуатацию оставит себе. Это справедливо. Для нас с вами не изменится ничего.

Зачем мы им нужны со своими проблемами? В Европе стоимость компаний (капитализация) определяется не только через биржевые котировки и объемы выручки или прибыли. Для них важно число потребителей компании, то есть абонентов. Поэтому, кстати, нашим ведущим сотовым операторам есть чем там похвастаться.

У «Веолии» 80 миллионов абонентов по всему миру, а у испанской «Аквалии» — 23 миллиона. Если они привезут свои технологии в Томск, их клиентская база увеличится еще на полмиллиона. У российских компаний — в десятки раз меньше. У «Росводоканала» 7 млн абонентов, у «РКС» 4,5 млн. Вот почему эти российские компании готовы сегодня на голову друг другу залезть, чтобы получить контроль над томским водоканалом.


Опубликовано в 36 номере от 2 июля 2010 года.

Оставьте свой комментарий


Архив

Цитата

«Мне непонятно, почему некоторые из ваших деревянных домов сохранились в таком плачевном состоянии. Это же такое уникальное явление, в мире их больше нигде нет!». Эмир Кустурица

Из материала

«Вспомнить все»

Проекты

Архив статей

  • 2013
  • 2012
  • 2011
  • 2010