Большинство автолюбителей заправляют машины бензином АИ-92, именно этот сорт мы и выбрали для экспертизы. Три пробы бензина мы купили в железных канистрах на крупных автозаправках Томска: Лукойл, Роснефть и Сибнефть, по адресам: АЗС Лукойл стар, ул. Герцена, 61А, АЗС Томскнефтепродукт ВНК, пр. Комсомольский, 11, Газпромнефть-Кузбасс, пр. Комсомольский, 18. В лаборатории пробы бензина проверили по трем основным параметрам: объемная доля бензола, содержание серы и октановое число.
Специалисты аккредитованной лаборатории проверили все три пробы бензина на соответствие октановому числу двумя методами. И оба подтвердили, что у одной из проб октановое число ниже заявлaенного. / Фото Марии Аникиной.
В Томске за качеством бензина следит Ростехнадзор. Самостоятельно состав топлива он не анализирует, а только забирает пробы с резервуаров АЗС и отвозит на экспертизу в химлабораторию. А по результатам уже выписывает штрафы производителям. Простому автолюбителю, как и нашей газете, никогда не удастся доказать, что бензин некачественный, так как пробы «по ГОСТу» взять невозможно — для этого нужно специальное оборудование, емкости и пломбы, а жалобы потребителей Ростехнадзор не рассматривает. Поэтому наша экспертиза не может быть официальным подтверждением некачественности бензина. Но, возможно, поможет вам определиться, где лучше заправлять автомобиль.
Объемная доля бензола
Первый тест — на содержание бензола. Именно в результате его сгорания образуются углеводороды, которые наносят вред окружающей среде. Превышение его объемной доли может свидетельствовать о наличии в бензине присадок (с их помощью производители топлива «наращивают» октановое число). Кроме того, в камере сгорания образуется трудноудаляемый нагар, а при низкой температуре бензол кристаллизуется и могут возникнуть проблемы с холодным пуском двигателя. Бензол в бензине обнаруживают при помощи хромотографа. Этот прибор разделяет бензин на множество соединений, которые входят в его состав. Далее содержание нужного соединения отдельно выводится на экран компьютера.
Разрешенная ГОСТом объемная доля бензола в бензине АИ-92 составляет пять процентов, но уже с будущего года его доля не должна превышать и одного процента! Все участники нашего теста с запасом уложились в этот норматив.
Массовая доля серы
Количество серы в бензине сразу же сказывается на работе двигателя. За счет серы на нем образуется нагар и не действует система нейтрализации отработавших газов.
Содержание серы определяет спектрометр. Сначала в него вводится «холостая проба», в которой есть 1 мг серы. Аппарат запоминает эту норму и обнаруживает количество мг серы на литр бензина.
Среди трех проб больше всего серы в бензине с Сибнефти — 223 мг. Хотя ГОСТ и разрешает содержание до 500 мг, Лукойлу (6 мг) и Роснефти (2 мг) кузбасский бензин проигрывает. С января 2011 года ГОСТ действовать перестанет и весь бензин будет изготавливаться по техническому регламенту, где максимально допустимая доля серы — 150 мг на литр.
Октановое число
Самое важное испытание — на соответствие октановому числу.
Это главный показатель качества бензина: чтобы сгорать в цилиндрах автомобиля «правильно», у него должно быть нужное октановое число, от которого и зависит цена и качество топлива.
Двигатель на бензине с более высоким октановым числом может развить большую мощность. Октановое число характеризует стойкость топлива к детонации, то есть самовоспламенению при сжатии.
Оно измеряется на специальной установке, откалиброванной стандартами с разными октановыми числами.
Из наших проб заявленному октановому числу соответствовали пробы бензина с АЗС Лукойл и Сибнефть. А вот бензин с АЗС Роснефти не соответствует заявленному октановому числу: его показатель — 89,7.
- Cкачать результаты экспертизы бензина Лукойл (часть 1)
- Cкачать результаты экспертизы бензина Лукойл (часть 2)
- Cкачать результаты экспертизы бензина Роснефть (часть 1)
- Cкачать результаты экспертизы бензина Роснефть (часть 2)
- Cкачать результаты экспертизы бензина Сибнефть (часть 1)
- Cкачать результаты экспертизы бензина Сибнефть (часть 2)