Городская газета

Глобальный заговор супермаркетов Невкусно, дорого и мало — таков ассортимент наших магазинов

Просмотры: 1 126

Почему в супермаркетах такой широкий выбор быстрорастворимой еды: супов, лапши и пюре, но так сложно найти хороший картофель, свежую зелень, овощи томских производителей? Потому что последние не хотят вписываться в технологию работы больших маркетов. Крупные торговые сети давно сделали ставку на ассортимент «быстрой» еды в красивой упаковке: полуфабрикаты, растворимые каши, китайские помидоры в подложке… И это мировая тенденция, которая вполне может выдавить рынки, где еще можно купить натуральные местные продукты, молоко в розлив или местные овощи на развес. / Анна Котова.

Супермаркеты ставят на первое место удобство, а не натуральность продуктов. Спросом пользуются товары известных марок в привлекательных упаковках, которые можно быстро приготовить. А значит, это привозные и фасованные товары. Почему мы не можем покупать местные товары, более здоровые и натуральные, а вынуждены довольствоваться китайскими помидорами и огурцами?

Половина сетей супермаркетов, которые сегодня работают в Томске, — иногородние. Потому и значительная часть продукции в них — производства других регионов. Доля томских продуктов составляет всего 5-10 процентов ассортимента. Правда, например, в мясной продукции Томск занимает все 40 процентов.

Но дело здесь вовсе не в монополизации рынка. Просто супермаркетам, особенно крупным сетям, удобно работать с поставщиками, которые могут предоставить широкий ассортимент и большие объемы разной продукции в указанные сроки.

А местные товаропроизводители часто не имеют возможности или просто не хотят выполнять требования магазинов по доставке товаров строго по графику, в необходимом объеме, стабильного качества, в современной упаковке, обеспечить своему товару рекламные акции. Магазину удобнее работать с одним поставщиком, который может дать большой объем продукции, чем с десятком мелких томских производителей.

И это при том, что за последние десять лет объем производства пищевой продукции в Томской области увеличился в четыре раза. Рост составляет 15 процентов, что в 2,5 раза выше, чем в среднем по России.

То есть сегодня Томск обеспечивает себя продуктами более, чем на 50 процентов. Для нашего региона, мало пригодного для сельского хозяйства, это хороший показатель.
Но ассортимент томских супермаркетов по-прежнему состоит из привозной фасованной продукции. Почему? Так удобнее магазину и таков покупательский спрос.

Здоровое питание у нас не в моде. И вместо покупки томского картофеля многие предпочитают развести пюре. Вот магазины и выставляют на полках полсотни видов быстрорастворимой еды и не задумываются о большом ассортименте свежих овощей и фруктов. Возможностью не только отвечать на покупательский спрос, но и формировать наши предпочтения они не пользуются. Зачем, мы и так покупаем то, что есть на полках гастрономов.

Наряду с фасовкой многие супермаркеты по-прежнему предлагают и продукты на развес. Фрукты, свежие и свежемороженые овощи, мясо. Правда, сложно не заметить разницу в качестве, скажем, овощей на рынке или маленьком ларьке, и в супермаркете.

Ассортимент томских продуктовых рынков практически на 100 процентов состоит из товаров местных сельхозпроизводителей. Это как личные подворья, так и крупные предприятия. Здесь практически нет предварительно обработанных и упакованных товаров.

Поэтому тем, кто предпочитает натуральные местные продукты, лучше идти на рынок или ярмарки, а не в магазины.

Так что выбор у томского покупателя большой: между 55 супермаркетами и 10 рынками.

Почему продукты на рынке свежее, чем в супермаркете? Почему в супермаркетах так мало томских продуктов? Почему мы переходим на формат супермаркетов, где все меньше «живых» продуктов? Об этом – эксперты розничного продуктового рынка Томска.

Валерий Белоусов,
директор Томского областного рынка:

― На рынке производитель привозит на продажу ровно столько, сколько может продать за один день, поэтому продукты не залеживаются. Кроме того, рыночная цена в течение дня может изменяться в зависимости от активности торговли. Например, зелень начинает вянуть — продавец снижает стоимость. Так товары расходятся еще быстрее. На рынке нет фасованных продуктов. А как может пользоваться спросом сырое молоко в розлив в супермаркете? Поэтому местному производителю выгоднее продавать его на рынке.

Максим Ширяев,
директор по торговле ООО «Компания Холидей» г. Томск:

— У томичей более востребованными являются продукты местных производителей, поэтому мы стараемся, чтобы они были в нашем ассортименте. Но проблема в том, что в Томске мало поставщиков, которые нам интересны. Дело не в качестве, а в организационных и юридических вопросах. С мелкими ЧП мы вообще стараемся не работать — только с зарекомендовавшими себя крупными компаниями-производителями. К тому же практика показывает, что фасовку берут чаще, чем продукты на вес. Это удобнее для всех. Поэтому я думаю, что скоро супермаркеты полностью перейдут на фасованные продукты.

Николай Макаренко,
председатель комитета торговли и производства потребительских товаров областной администрации:

— В развитых странах до 80 процентов розничного рынка занимают большие магазины самообслуживания, потому что многие покупатели не хотят носить емкости для разливных продуктов, приобретать товар без индивидуальной упаковки (из-за вопросов санитарии), а также покупать товар через прилавок (это очередь, дополнительный психологический контакт с продавцом, сокращение ассортимента покупки). В то же время, магазины шаговой доступности с более узким ассортиментом товаров необходимы. Фирменные и специализированные магазины всегда имеют свою покупательскую нишу ввиду широты внутригруппового товарного ассортимента, свежести продуктов и лояльных цен, которые могут предоставить сами производители. А для потребителей, желающих покупать товар без фасовки и индивидуальной упаковки, работают городские продовольственные рынки и сезонные ярмарки.


Опубликовано в 37 номере от 30 июля 2010 года.

Оставьте свой комментарий


Архив

Цитата

«Мне непонятно, почему некоторые из ваших деревянных домов сохранились в таком плачевном состоянии. Это же такое уникальное явление, в мире их больше нигде нет!». Эмир Кустурица

Из материала

«Вспомнить все»

Проекты

Архив статей

  • 2013
  • 2012
  • 2011
  • 2010