Городская газета

Они переклеивают сроки годности!

Просмотры: 1 137

Ни у одной из томских сетей супермаркетов, а тем более отдельных магазинов, нет собственной лаборатории для проверки качества продуктов. В этом вопросе они полагаются на поставщика. / Анна Котова.

Поставщик обязан предоставлять пакет документов, подтверждающих соответствие продуктов санитарным нормам, привозя каждую новую партию. В обязанности приемщика (сотрудника супермаркета) входит проверить не только эти документы, но и то, в каких условиях продукты путешествовали от поставщика до супермаркета: соответствие автомобиля санитарным нормам и соблюдение температурного режима. Если у магазина возникают претензии к качеству продуктов, он их не принимает.

― Согласно правилам производственного контроля, через определенный промежуток времени, скажем, раз в месяц, мы обязаны отправлять продукты на проверку, — говорит Татьяна Водяева. — Существует график отправки на проверку разной продукции, но не каждой новой партии товара.

В остальных томских сетях нам сообщили, что не считают нужным отправлять продукты на экспертизу, поскольку им достаточно проверки документов поставщиков продукции.

Но существуют магазины, которые считают иначе. Правда, не в Томске. Например, сеть гипермаркетов «Ашан» использует собственную систему контроля качества, которая включает в себя аудит, дегустацию и проведение экспертиз. При выборе поставщика магазин проводит независимую проверку процессов производства и транспортировки продуктов. Дегустации (в них принимают участие как эксперты, так и покупатели) позволяют сравнить качество выбранного для реализации продукта и аналогичного продукта другого производителя, а также учитывать в своем ассортименте меняющиеся потребности своих клиентов. В аккредитованных лабораториях компания проводит экспертизы качества товаров, в том числе и проверку их на ГМИ.

Кроме того, эта сеть, пришедшая в нашу страну из Франции, в своих региональных филиалах делает ставку именно на продукты местного производства — их в ассортименте магазина порядка 60 %. В противовес десяти процентам местных продуктов в томских супермаркетах.

Качество продуктов в томских магазинах проверяет только Роспотребнадзор — планово, по заранее составленному графику, который известен и самим торговым сетям. Либо по жалобам покупателей.

На рынках и ярмарках за качество продукции отвечает ветеринарная служба. На рынках есть собственные ветеринарно-санитарные лаборатории, которые проверяют продукты при поступлении. Продукты частных подворий проверяются еще до прибытия в Томск. Управление ветеринарии администрации Томской области рассылает районным администрациям сантребования, проходит проверка: мясо клеймится, продавцу молочных продуктов выдается справка о том, что животное здорово. Кроме того, на каждой ярмарке присутствуют представители Россельхознадзора и управления ветеринарии с мобильной ветсанбактлабораторией, с помощью которой можно проводить анализы прямо на ярмарке во время торговли, дежурят ветврачи и специалисты, которые проверяют документы.

ПРАКТИКА

Что делать, если вы купили в магазине некачественный продукт?

Пожаловаться в Роспотребнадзор. Обращения от населения принимаются только в письменной форме. Обязательно нужно указать свои фамилию, имя и отчество, а также полный почтовый адрес. Если заявка составлена правильно, ее обязаны рассмотреть и дать ответ в течение тридцати дней (за исключением случаев, когда требуется проведение бактериологического исследования, тогда к этому сроку прибавляются еще десять дней).

Оставить заявку можно тремя способами:

  • 1. отправить письмо по адресу: 634021, г. Томск,
    пр. Фрунзе, 103 А;

  • 2. непосредственно в канцелярии Роспотребнадзора;
  • 3. на сайте: http://70.rospotrebnadzor.ru/virtual/feedback/.

ХИТ-ПАРАД

На что жалуются покупатели?

За этот год в Роспотребнадзор поступило

194 жалобы на качество продуктов

На что чаще жалуются:

  • истекший срок годности;
  • испорченный продукт с нормальным сроком из-за несоблюдения условий хранения.
А где вы покупаете продукты?


Юрий Евгеньевич, электрик:

— Только на рынке. Здесь, мне кажется, меньше всяких добавок, особенно в мясе. Молоко беру только в розлив. За чистоту не переживаю — я уже не один год покупаю его у одного и того же продавца, так что гарантия стопроцентная.


Светлана, домохозяйка:

— В супермаркете. Там удобнее. На рынке качество, конечно, лучше, но супермаркет ближе к дому. Если нужно закупить мясо или рыбу, идем на рынок.


Ирина Борисовна, безработная (в поисках работы):

— На рынке. Там продукты всегда свежие, овощи и фрукты более привлекательные, к тому же они там дешевле. В супермаркет иду, только когда дома что-то делаю и чего-то вдруг не оказывается. Раньше хлеб брала, а сейчас сама его пеку.

ЭКСПЕРТЫ

Продавец может установить абсолютно любую цену?

Игорь Бутенко, начальник отдела контроля монополистической деятельности управления федеральной антимонопольной службы:

― Цены на большинство товаров у нас никто не регулирует. Существует только допустимый минимум цен на алкоголь (например, на водку он составляет 89 рублей за 0,5 литра) и допустимый максимум цен на табачные изделия (он указывается на пачке). Поэтому УФАС не ведет проверку цен на продукты в супермаркетах. Продавцы руководствуются средней установившейся розничной ценой. Но тем не менее, не существует максимально допустимой торговой наценки. Когда начнется контроль ценообразования, пока неизвестно, но он начнется. Из-за засухи в некоторых регионах начался рост цен на муку и молоко. К нам пока таких жалоб не поступало, но это еще не значит, что фактов роста цен на эти продукты в нашем регионе нет.

Кто отвечает за качество продуктов в магазинах?

Людмила Кротоненко, заместитель начальника отдела санитарного надзора за питанием населения управления Роспотребнадзора по Томской области:

― Супермаркеты не обязаны самостоятельно проводить экспертизу качества продукции, они обязаны получать качественную продукцию. Руководство супермаркетов несет ответственность за условия ее хранения и реализации. После того как товар принят магазином, произошла его выкладка на полки, ответственность за качество товара ложится уже на предприятие, которое его реализует (то есть на супермаркет), а не на поставщика. Магазин обязан проверить все документы у поставщика во время приемки товара. Это законодательно вменено. И это действует для всех, независимо от того, маленький это ларек или крупная сеть супермаркетов.

Роспотребнадзор проводит проверку качества продукции крупных сетей супермаркетов планово только один раз в три года, согласно закону. И внепланово — по обращениям покупателей. Если выявлен факт продажи некачественного продукта, на магазин налагается штраф.

За что в ответе супермаркет?

Ольга Ибрагимова, ассистент директора гипермаркета «Ашан», г. Новосибирск:

― Наша система контроля качества существует с момента открытия каждого гипермаркета сети «Ашан». Это наш приоритет, и мы уделяем этому вопросу большое внимание, поскольку следить за качеством продуктов — обязанность каждого супермаркета!

Зачем в магазине сервис?

Супермаркеты — это магазины самообслуживания. В них максимально сокращено общение покупателя с продавцом: человек самостоятельно изучает ассортимент, упаковку товара, ценник и делает выбор. В некоторых магазинах люди, которые выкладывают товары на полки, вовсе не являются консультантами.

Именно за счет уменьшения объема сервиса магазины снижают цены и могут постоянно объявлять скидки. Это простая оптимизация затрат за счет отказа от сервиса, удобства в торговом зале, от дорогостоящего оборудования — холодильников и витрин. В таких магазинах все достаточно просто, вплоть до того, что некоторые продукты даже не выкладывают на полки, а выставляют на паллеты (поддоны) прямо в коробках (например, консервы). Самообслуживание в самом буквальном смысле. Это минимизирует труд продавца. Магазин имеет возможность сократить штат, уменьшить долю заработной платы сотрудников в сумме наценки и объявить более низкие цены.

Руководители томских сетей супермаркетов убеждают: «Сказать, что у нас низкая цена, потому что менее качественный товар, нельзя. Качество обязательно проверяется и гарантируется». Вот только покупатели не всегда с этим соглашаются.


Опубликовано в 38 номере от 13 августа 2010 года.

Оставьте свой комментарий


Архив

Цитата

«Мне непонятно, почему некоторые из ваших деревянных домов сохранились в таком плачевном состоянии. Это же такое уникальное явление, в мире их больше нигде нет!». Эмир Кустурица

Из материала

«Вспомнить все»

Проекты

Архив статей

  • 2013
  • 2012
  • 2011
  • 2010