Купили йогурт или сметану, а они оказались прокисшими? Думаете, что покупаете колбасу по экономной цене, а потом выясняете, что в другом месте можно было купить дешевле? Наворачиваете круги по торговому залу в поисках нужного товара и не можете найти помощи сотрудников?
Добро пожаловать в супермаркет! Что делает крупные магазины самообслуживания такими посещаемыми: неприхотливость покупателей или отсутствие альтернативы? / Анна Котова.
Сегодня государственного регулирования цен на большинство продуктов не существует, поэтому магазины и продавцы на рынках и ярмарках самостоятельно устанавливают цены на продукты. Покупая товар у поставщиков, они делают на него свою наценку — так, чтобы окупить затраты на содержание магазина, штата продавцов, уплату налогов и еще остаться в прибыли. Естественно, что размер наценки — коммерческая тайна, и раскрывать ее магазины не будут. Но неофициально наценка в томских магазинах составляет от 15 до 55 процентов.
Самая большая часть торговой наценки — это расходы на сервис. Чем лучше сервис в магазине, тем выше цена на товары. Правда, в томских магазинах, считающих себя элитными, это правило соблюдается не всегда. Цена в них обычно выше, но сервис можно найти далеко не во всех.
Утверждение, что магазины сначала завышают цену товара, а потом объявляют скидки, сами супермаркеты опровергают. Руководители томских сетей супермаркетов говорят, что скидки всегда оказываются в убыток магазину и объявляются обычно, когда нужно привлечь внимание покупателя к товару. Например, если закуплена слишком большая партия и есть вероятность не успеть реализовать ее до истечения срока годности.
― На разные категории товаров у нас разные размеры торговой наценки, — говорит Татьяна Водяева, исполнительный директор одной из томских сетей супермаркетов. — На товары первой необходимости она не превышает 15 % (например, хлеб, молоко, яйцо куриное), самая большая наценка — на непродовольственные товары, например, на бытовую химию.
Наценка на продукты делается не просто так, есть определенная система. Но это коммерческая тайна. В целом же размер наценки устанавливаем, ориентируясь на среднюю розничную цену этого товара. Поэтому мы вольны в установлении наценок. Многое еще зависит от закупочной цены. Если мы закупили товар по более низкой цене, чем другие сети, мы можем сделать наценку больше.