Городская газета

Томску не до лампочки Сколько денег тратится на работу городских светофоров?

Просмотры: 2 587

Этот знак запрещает поворот налево. Как долго еще будет гореть красный свет? А здесь двойная сплошная… А что было бы на наших перегруженных дорогах, если убрать разметку, дорожные знаки и светофоры? Вот для того, чтобы этого не произошло, работают десятки людей и тратятся деньги. В глубины дорожно-знакового хозяйства отправляется с читателями «Городская газета». / Анна Котова.

Сергей Лобов, электромонтажник пятого разряда с десятилетним стажем, работает в СМЭУ уже третий год. За это время его руками в Томске установлено около пяти десятков светофоров. Сегодня Сергей подводит к электросети новый светофор на перекрестке Елизаровых — Кулагина: протягивает от стойки к клемной коробке кабель, разделяет его и подключает к отдельным секциям — красной, желтой и зеленой. / Фото Марии Аникиной.

Все светофоры, дорожные знаки и разметка Томска, а также еще девяти районов области находятся в ведении специализированного монтажно-эксплуатационного учреждения (СМЭУ) при областном ГИБДД. Создано оно в системе МВД 35 лет назад. До этого светофоры устанавливал «Горсвет», знаки — комбинат благоустройства, разметку наносило «Спецавтохозяйство», и координировать все это было сложно.

Поэтому создали единое учреждение, которое получает задание от города и ГИБДД и полностью, от и до, обустраивает городские дороги.

В ближайшей перспективе СМЭУ, возможно, выйдет из системы МВД и станет муниципальным предприятием.

Сегодня в СМЭУ работает всего 70 человек (от руководства до уборщиц и сторожей). Число сотрудников зависит от количества светофоров, хотя рабочие (в основном электромонтажники и дорожники) не делятся на тех, кто обслуживает только светофоры, и тех, кто только наносит разметку. Все они способны выполнять любую работу, в зависимости от сезона и загруженности. Средняя зарплата рабочих — от 10 до 15 тысяч рублей.

Всего в Томске 12 500 дорожных знаков. Срок их службы — 10-15 лет, но внимания к себе они требуют каждый день: их гнут, ломают, сбивают, у них изнашивается пленка. Так что в год заменяют примерно 10 % знаков — 1 200 штук. На замену старых и установку новых знаков расходуется порядка 5 миллионов рублей в год.

Пленка с изображением (маска) покупная, а вот металлическую основу (как правило, это оцинковка) производят в СМЭУ. И даже несмотря на то что это, по сути, штучное производство (знаки делают по мере надобности по заданию ГИБДД практически каждый день по несколько штук), оно почти полностью автоматизировано: штампуется заготовка нужной формы, стойка, автоматом приваривается задняя часть крепления. Затем остается только снять защитный слой с маски и приклеить ее на основу — знак готов.

Еще лет двадцать назад изображения на знаки наносили вручную — краской по трафарету — на светоотражающую пленку. Затем отдельные элементы, например, черного человечка, тоже стали делать из пленки. Маски начали использовать только последние пару лет.

ДЕТАЛИ

За счет чего создается безопасность на томских дорогах?

800

светофоров

12 500

дорожных знаков

14 тонн

краски на дорожную разметку

В городе 125 светофорных объектов, то есть перекрестков, которые полностью укомплектованы светофорами (их может быть два, четыре, шесть, в зависимости от сложности перекрестка). В год на светофоры (электроэнергия, обслуживание и строительство новых объектов) уходит порядка пяти миллионов рублей. Построить один светофорный объект на перекрестке сегодня стоит 600-800 тысяч рублей.

Все светофоры на одном перекрестке взаимосвязаны между собой, чтобы работать синхронно и слаженно. На стойке одного из них находится шкаф управления с контроллером, с помощью которого программируется период переключения, осуществляется перевод в режим желтого мигания и исправление неполадок.

Светофорные объекты на большинстве самых оживленных перекрестков (например, Ленина — 1905 года, Красноармейская — Кирова, Комсомольский — Фрунзе, Фрунзе — Гагарина, Яковлева — Пушкина) находятся на централизованном управлении — к их шкафам управления подходит телефонный кабель ГТС. Это означает, что ими можно управлять удаленно, прямо из здания СМЭУ на Иркутском тракте. Занимается этим дежурный инженер, который следит за состоянием светофоров на экране компьютера. Например, если светофор ломается, на мнемосхеме загорается красный сигнал. Причину поломки можно установить и исправить тут же. Кроме того, дежурный принимает звонки из ГИБДД и в режиме реального времени переводит, например, светофоры на Пушкина в желтое мигание в час пик, а по его окончании — обратно в обычный режим. Однако перевести все светофоры на центральное управление пока невозможно, это очень серьезные финансовые затраты.

Места, где необходимо построить новые светофорные объекты, количество светофоров и их расположение, а также период переключения (сколько будут стоять машины и сколько времени здесь достаточно, чтобы перейти улицу) определяет ГИБДД. Делается это на основании ряда критериев: плотность потока пешеходов и автотранспорта, степень аварийности и т. д.
Проектировщик СМЭУ разрабатывает проект: продумывает, где и как установить тот или иной элемент, согласовывает его с организациями, чьи подземные коммуникации, возможно, проходят как раз на месте установки нового светофора.

Когда все земляные работы выполнены, на установку светофоров требуется час-полтора. Например, 17 сентября с 9 часов утра на перекрестках Елизаровых — Шевченко и Елизаровых — Кулагина устанавливали и подключали два новых светофорных объекта.

Срок службы светофора — 10-12 лет. Но сегодня их в основном меняют не столько из-за физического износа, сколько из-за морального.

Светофоры бывают двух видов: ламповые и светодиодные. Ламповые — это прошлый век, говорят в СМЭУ. Они самые старые из всех, что сегодня есть в Томске. И они же самые неэкономичные с точки зрения энергопотребления. Светодиодные светофоры можно встретить, например, на перекрестке Ленина — Фрунзе. Они приехали к нам из Белоруссии. На то, чтобы себя показать, этим красавцам дали год, а точнее, зиму: насколько они применимы в наших сибирских условиях. Если выдержат минус 45, в следующем году продолжат строительство таких объектов на всех перекрестках центра. Остальные светодиодные светофоры закупили в Москве, Орле и Екатеринбурге.

В Томске осталось всего 30 светофорных объектов с ламповыми светофорами. В ближайшее время эту цифру уменьшат еще на 5-7 объектов. Новые светофоры уже в пути, их начнут устанавливать в конце сентября.

«Отдыхать» светофоры стали все реже. Раньше во всем городе было только пять светофорных объектов, которые работали круглые сутки. Остальные уходили в желтое мигание с 23 часов до 6 утра. Сейчас мигающие светофоры можно встретить только на слабо нагруженных улицах, например, на Тверской, Герцена и на Степановке. Желтое мигание на самом деле не способ экономии электроэнергии или увеличения срока службы светофора. Это возможность автомобилям не стоять на светофоре ночью при отсутствии пешеходов.

― Томск — город студенческий, он практически не засыпает, — говорит начальник СМЭУ Юрий Руденко. — На центральных улицах в любое время суток есть движение транспорта и пешеходы. С 8 часов вечера идет спад интенсивности движения, с 11 вечера до 4 утра — опять подъем, а в половине шестого уже появляются первые троллейбусы. Поэтому в центре светофоры никогда не «спят».

При нажатии откроется полная версия графики:

ХИТ-ПАРАД

Почему светодиодный светофор лучше лампового?

  • Мощность лампочки в одной секции лампового светофора — 100 Вт, светодиодного — 7-12 Вт.
  • В ламповых светофорах есть светоотражатель. Когда на него попадает заходящее солнце, возникает фантомный эффект: кажется, будто одновременно горят все цвета.

Все троллейбусные светофоры в Томске (их около двадцати штук) — ламповые, точнее, их корпуса. Именно светодиодных в Томске нет. Зато в них есть светодиодные источники света, которые изготавливает электроламповый завод.


Опубликовано в 41 номере от 24 сентября 2010 года.

Оставьте свой комментарий


Архив

Цитата

«Мне непонятно, почему некоторые из ваших деревянных домов сохранились в таком плачевном состоянии. Это же такое уникальное явление, в мире их больше нигде нет!». Эмир Кустурица

Из материала

«Вспомнить все»

Проекты

Архив статей

  • 2013
  • 2012
  • 2011
  • 2010