Городская газета

Эй вы там, наверху! Как пара планеристов летать научились

Просмотры: 1 007

Когда Диме Масленникову было двадцать пять, он все бросил и ушел в профессиональный спорт. Бросил работу сисадмином в надоевшем офисе, перестал каждый день мотаться из Щукино в Москву и обратно. Он решил, что жизнь слишком коротка, чтобы торчать сутками за компом и стучать по клавишам. Единственной радостью, настоящей отдушиной в той его прежней серой жизни были полеты. / Ирина Бородина.

Больше всего Никите Тимошенкову нравится летать в термических потоках ветра: полеты здесь самые красивые и безопасные. Чем выше забираешься, тем больше шансов достать запасной парашют. Фото Марии Аникиной.

Он влюбился в парапланы задолго до того, как впервые взлетел. Ему нравилось смотреть, как «седлают» потоки ветра другие ребята. За полтора года спортивной карьеры он занял второе место на российском чемпионате, через год завоевал победу на открытом чемпионате Непала и взял серебро на Кубке Гималаев. В 2008 году его тело нашли в 40 километрах от старта на соревнованиях в Испании. Из-за сильного ветра Дима врезался в скалу и даже не успел открыть запасной парашют.

Для томича Никиты Тимошенкова Дима Масленников — настоящий герой. Не потому, что здорово летал, был чемпионом и известным пилотом.

Он нашел в себе силы оставить все ради ветра. Он мог по полгода тренироваться в Индии, снимал обучающее видео и проводил тренинги для новичков, устраивал семинары. Никита пришел в парапланеризм пять лет назад и видел своего кумира только на видео.

— Всегда хотел летать и перед девчонками покрасоваться, — шутит Никита. — Два раза прыгнул с парашютом, но понял, что парашютный спорт — это слишком дорого. Поэтому на втором курсе пришел в клуб ТГУ и нашел себя в параглайдинге.

Параплан — это купол из тонкой воздухонепроницаемой ткани и стропы, которые присоединяют его к подвесной системе пилота. Управляет парапланом пилот при помощи специальных клевант-ручек, привязанных к стропам управления. Они пришиты слева и справа к куполу и заканчиваются петлями. Эти петли — подобие руля для парапланериста. Весит снаряжение в среднем по 15-20 килограммов.

Есть на вооружении у пилотов и современная техника. Вариометр и альтиметр — измеритель скорости и высоты парапланериста. Прибор выдает информацию с помощью звука, или показаний на счетчике, или и того, и другого вместе. Максимальная высота, на которую получилось забраться выпускнику ТГУ, — полтора км. GPS — система навигации, которая записывает пройденный маршрут и помогает не заблудиться, если посадка совершена в незнакомом месте.

Спортсмены-парапланеристы всегда держатся вместе, даже в самых безопасных для полета местах, – Лагерном саду и Кожевниково. Чтобы при неудачном приземлении оказать первую помощь другу. Фото Марии Аникиной.

За свой первый полет Никите совсем не стыдно, вел себя, как и все новички: испугался, когда почувствовал, что неведомые силы отрывают от земли, и со всей силы дернул за стропы — а это делать противопоказано. Полет получился недолгим и неровным. Вообще, с теорией парень быстро справился — все-таки на физико-техническом учился, знает основы аэродинамики и сразу понял отличия между динамическими и термическими потоками ветра. Термический поток, или термик — поток теплого воздуха, который исходит от прогретого участка почвы. Он образуется из-за разной температуры воздуха у земли и на высоте. В термике полеты наиболее плавные, и можно подняться на высоту в четыре и более километра. Динамический поток, или динамик — это когда ветер обтекает рельеф или склон. В динамическом потоке на параплане можно летать часами.

Нередко на помощь пилотам приходят птицы, признается Никита. Сначала и страшновато было летать рядом с орлами, потом присматриваешься к тому, как они ловят потоки воздуха, и учишься этому искусству у них.

— Новички боятся летать, но чем выше ты забрался, тем безопаснее, — делится секретом парапланерист, — у тебя больше возможностей изменить траекторию полета, расправить крыло, если оно сложилось.

У «парачелов», так называют себя парапланеристы, спортивный сезон идет круглый год. Чаще всего десанты пилотов можно встретить в Лагерном саду. Это наиболее удобная и легкодоступная точка для тренировок в динамике, правда, подходит только для южного ветра. Ведь, чтобы быстро взлететь, нужен ветер, дующий прямо. Поэтому все места для параглайдинга в Томске систематизируются спортсменами по направлению ветра. Площадка в Кожевниково идеально подходит для восточного ветра, а «Газопровод» (11 километров от города вверх по Томи) хорош для тренировок в термике. Например, в 2006 году Николай Окунев пролетел отсюда десять километров. Ему пришлось приземлиться, иначе он долетел бы до аэропорта.

— Я свой первый полет хорошо помню, — говорит Александр Чесноков, друг Никиты, — он был в динамике и получился совершенно случайно. Я учился управлению парапланом. Мне сказали — беги в гору. Я и побежал. Правда, мне не сказали, как далеко бежать, вот я и добрался до середины горы в Магадаево, меня оттуда и понесло. Полет был тогда секунд пятнадцать, а лет мне было много — 32.

В результате турбулентности или неправильных действий пилота крыло параплана может сложиться, а на его выравнивание не всегда хватит времени. В этом случае смельчака спасет запасной парашют. К счастью, Никите, в отличие от его кумира Димы Масленникова, еще ни разу не пришлось пользоваться запаской.

Опубликовано в 42 номере от 11 октября 2010 года.

Оставьте свой комментарий


Архив

Цитата

«Мне непонятно, почему некоторые из ваших деревянных домов сохранились в таком плачевном состоянии. Это же такое уникальное явление, в мире их больше нигде нет!». Эмир Кустурица

Из материала

«Вспомнить все»

Проекты

Архив статей

  • 2013
  • 2012
  • 2011
  • 2010