Городская газета

Командир бурной воды Воспитает ли Алексей Широков чемпионов мира по рафтингу?

Просмотры: 1 322

Алексей Широков – чемпион России по рафтингу и носит звание лучшего детского тренера России. Он тренирует юношескую команду клуба «Одиссей» в поселке Копылово. Сейчас эту команду уже не назовешь просто копыловской или томской. На соревнованиях в Санкт-Петербурге она была признана лучшей в стране. В 2011 году шестеро наших рафтеров будут представлять Россию в качестве ее сборной на чемпионате в Коста-Рике. В прошлом году Россия стала чемпионом мира по рафтингу. Сохранит ли страна за собой этот титул, решается сейчас на Копыловском озере… И зависит это в большой степени от Алексея Широкова.

О чемпионстве

— Потенциально наши ребята готовы стать чемпионами мира. Но представьте, насколько сложно в это поверить самим парням: некоторые из них в поездке в Петербург увидели настоящий самолет. Когда на них надевали медали победителей, мне было видно: они стоят и не понимают, что именно с ними в этот миг произошло.

— Влияет ли это понимание на результат? Ведь на чемпионате в первую очередь оценивается мастерство.

— Чемпионат мира – это совершенно новая планка и для спорт­сменов, и для тех, кто их готовит. Для соревнования мирового уровня нужно не только тренироваться, но и мыслить в чемпионских масштабах. Объективно ни материальная база, ни уровень известности у нас пока не чемпионские.

Я надеюсь, до самих ребят дойдет, насколько крупного успеха они добились… В спорте вообще важно понять, что ты многого достиг. Других стимулов, кроме высокого результата, у нас не существует. Как иначе заинтересовать деревенских ребят спортом?

— По копыловским ребятам и не скажешь, что им нужно еще больше заинтересованности…

— Хорошо, в Копылово есть «Одиссей». Но есть и другие деревни, в которых для молодежи ничего нет. Все знают, село много где вымирает, а молодежь оттуда бежит или остается заниматься чем попало. Нам еще придется заинтересовывать и вытаскивать этих ребят, потому что там натуральная трясина…

Например, в поселке Рассвет вся молодежь вечером – вокруг хоккейных коробок. Здесь живет замечательный тренер Валерий Шестаков, который начал в поселке хоккейную лихорадку, построив хоккейные катки своими силами. Здесь хоккей – это модно и престижно.

Но переезжаешь в другой поселок… и как будто попал в темные времена – по улице тут пройти опасно, а чем они убивают время, лучше не представлять.
Как заинтересовать – это кажется странным вопросом, потому что спорт, к счастью, в моде. А в девяностых, когда мы только начинали, на нас показывали пальцем: вот же дураки на лыжах.
Так что мир меняется, мода меняется, а необходимость звать молодых людей в спорт остается.

О тренерстве

— Кого и чему учит тренер по рафтингу?

— Я начинал тренировать, когда мне было шестнадцать. Этот клуб открывал мой отец, Александр Иннокентьевич Широков. Поскольку отец меня гонял не меньше, чем остальных воспитанников, к шестнадцати у меня был приличный опыт.

В то время я считал, что тренерская работа чисто техническая – показать, что куда вставляется, как работает. Это сейчас я понимаю, что техника – это не главное.

— А чему учить, если не конкретным навыкам?

— Я помню, что требовалось от тренера в девяностые. Тогда ребят нужно было натурально вырывать из их среды, потому что в селе было еще больше, чем в городе, наркомании и криминала. Чему нужно было тогда учить?

Нужно было объяснять пацанам разницу между добром и злом, потому что ни в семье, ни в школе, ни по телевизору про это уже не рассказывали. И нужно было учить силе, даже жесткости какой-то. Правильно поставить себя. Защищать себя, свои интересы, свое место в жизни.

Сегодня, слава Богу, нужнее другое. Общаться. Налаживать связи, выстраивать отношения, комфортно чувствовать себя в любой ситуации, не зажиматься. Вообще, с молодежью главное – избавить их от страха и лени, и научить жить в сегодняшнем мире.

Зачем нужны клубы

— А многим кажется, что молодежь и без того стала раскованная…

— Это не так. Наоборот, в их жизни так много телевизора, что многие из них почти так и не знают, что происходит в реальности. Конечно, они потом пугаются.

Это особенно важно для сельских ребят. Мы живем в двадцати минутах пути от Томска, но отставание все равно есть, примерно на три года. Кому приятно его чувствовать? Поэтому так важно, что, занимаясь рафтингом, ребята могут «выйти в люди», увидеть мир. Это отлично избавляет от комплексов.

— То есть не жизнь готовит к соревнованиям, а наоборот…

— Часто выходит, что мы —единственное место, где человек воспитывается, переделывается, перековывается. Учителя этим практически не занимаются. У них конкретные задачи: дать знания по своим предметам, подготовить к поступлению в вуз. Некому и некогда заниматься конкретным мальчишкой или девчонкой, наблюдать, как развивается личность. В классе тридцать пять таких личностей, куда классному руководителю с ними управиться. Не секрет, что и у самих ребят нет явных стимулов меняться: страх перед плохой оценкой не поднимает на подвиги.

В клубе же к каждому приходится присматриваться!

О пользе рафтинга

— Любой спорт показывает тебя таким, какой ты есть на самом деле?

— Да, но на бурной воде все честнее и прозрачнее, чем где-то еще. Потому что здесь не бывает работы вполсилы. Все происходит очень быстро. Порог, водоворот, вот товарищей твоих смело, вот сам почти в воде, ничего не видно, дышать тяжело. Где тут задумываться над «имиджем»? Поступишь так, как думаешь на самом деле.

Это тяжелое испытание – когда все становится известно.

— Придает ли такая работа жизненных сил?

— Дети, которых ты тренируешь, эти силы, скорее, забирают. Все же у тренера со спортсменами особенные отношения. Но все-таки они много смысла придают моей жизни, много энергии, азарта возвращают.

— Твой отец открывал клуб «Одиссей». Что из уроков того времени сейчас вспоминается чаще всего?

— Сложно сейчас вспомнить что-то одно, тогда много всего происходило, мы росли, вот и все.

Ритм жизни у меня был, конечно, немного другой, чем у нынешних ребят. Отец тогда, в девяностых, вплотную занимался скаутингом, и я был активным скаутом.

Это движение, которое сейчас почти забыто, было огромного размаха. Мы ездили по всей стране. Томские лагеря собирали не сотни, тысячи ребят со всей области. Я гордился своим высшим достижением: мы победили в крупном всероссийском соревновании и могли называться «Патрулем белого волка»… Если бы не занялся вплотную водным многоборьем, воспитывал бы сейчас скаутов.

Я не всю жизнь был тренером, конечно. Работал гидом в туристическом бизнесе в Сочи. У меня был вполне приличный бизнес, строительство и промышленный альпинизм.

Но однажды пришлось сделать выбор. Отцу пришлось оставить «Одиссей», возглавить лагерь «Волна». Тогда мне нужно было вернуться и продолжить его дело.

О перспективах

— Я думаю, что надо обращать внимание на молодежь, которая живет в села и деревнях.

Я много езжу по Томском району, потому что наш клуб курирует все дополнительное образование. Есть огромный дисбаланс возможностей между ребятами из города и пригорода – и теми, кто живет дальше.

Особенно важно дополнительное образование в параллель со школой — здесь человек воспитывается, готовится к большой жизни на уровне не только знаний, но и человеческих качеств.

Не думаю, что нужны огромные гранты. Важно просто обратить внимание на тему. В селах много людей, молодежи в том числе, которые с радостью возьмутся за дело. Конечно, спортивный клуб не сможет сам заработать на полноценную зарплату своим сотрудникам.

Но это ведь не значит, что он не нужен?


Опубликовано в 41 номере от 24 сентября 2010 года.

Оставьте свой комментарий


Архив

Цитата

«Мне непонятно, почему некоторые из ваших деревянных домов сохранились в таком плачевном состоянии. Это же такое уникальное явление, в мире их больше нигде нет!». Эмир Кустурица

Из материала

«Вспомнить все»

Проекты

Архив статей

  • 2013
  • 2012
  • 2011
  • 2010