Городская газета

Когда мы перестанем прыгать на рельсах? В этом году в Томске выровняют шесть железнодорожных переездов

Просмотры: 2 295

Железнодорожный переезд — это не только зона повышенной опасности, но и точка образования пробок. Даже если путь свободен, водители все равно вынуждены снижать перед переездом скорость, чтобы не «бить» машину на рельсах. Между тем, железнодорожных переездов в Томске несколько десятков штук. Не пора ли убрать некоторые? А кое-где, наоборот, открыть новые? / Ирина Бородина.

Как только с Томска-1 выезжает электричка, тепловоз или поезд, железнодорожный переезд через ул. Мокрушина автоматически перекрывается, хотя до него ехать еще минимум четыре минуты. Сигнал для закрытия переезда подает диспетчер прямо с вокзала, а вот открывают его уже смотрители – сразу как пройдет поезд. В день Мокрушинский переезд перекрывают 10-12 раз, чаще всего в часы пик. / Фото Марии Аникиной.

Всего в Томске 77 железнодорожных переездов. И только пятьдесят из них используются по назначению — по ним ходят поезда и тепловозы. 28 из них принадлежат Российским железным дорогам, четыре относятся к различным ведомствам областной администрации, остальные — бесхозные. Сейчас городская администрация выясняет, кто их собственники, будут ли они использоваться. Если рельсы не нужны, их уберут и выровняют дорожное полотно.

ОАО «РЖД» отремонтирует в городе шесть регулируемых железнодорожных переездов (то есть переездов со шлагбаумами). В ноябре 2010 года между ОАО «РЖД», областной и городской администрациями подписано соглашение, что компания за счет собственных средств ежегодно, начиная с 2011-го и до 2013 года, будет ремонтировать по два железнодорожных переезда.
В 2011 году РЖД проведут капитальный ремонт переезда на улице Смирнова — там расширят дорогу на одну полосу. Этот проект вместе со сменой оборудования на переезде и заменой дорожного полотна обойдется в 600 млн рублей, которые вложит РЖД.

На улице Вилюйской также будет заменено ветхое оборудование — шлагбаумы, железнодорожные знаки и светофоры. В 2012-м отремонтируют переезды на улицах Парковая и Водяная, в 2013-м — на улице Мичурина и улице 79-й Гвардейской дивизии.

Где можно попасть в пробку?

Семь самых проблемных переездов города

Откуда столько переездов?

Большинство железнодорожных переездов появились в городе в сороковых годах. Тогда в Кафтанчиково добывали торф, а в Тимирязево вырубали лес и только началось строительство Северска. В начале войны в Томск перевезли несколько заводов — на машиностроительном, например, изготавливали мины для фронта. Чтобы доставлять материалы на площадку строительства СХК и связать новые заводы с железнодорожной станцией Томск-Грузовой, откуда уходили на магистральную дорогу все грузы, было создано несколько узкоколейных железных дорог. Они не подходили для пассажирских поездов, по ним могли проходить только тепловозы и вагонетки.

В шестидесятых годах часть вспомогательных железных дорог — между Томском и Северском, тимирязевскую и торфовозную — разобрали. На территории города остались линии, соединившие заводы с железной дорогой. Многие города за Уралом, куда в годы войны перевозили заводы из центра России, страдают от большого количества железнодорожных переездов — Омск, Чита, Иркутск, Улан-Удэ, Кузбасс.

Чем мешают рельсы?

Железнодорожные пути в пределах города — это пробки, аварии и вообще, объект повышенной опасности. Подъезжая к рельсам, водитель снижает скорость в два раза за несколько метров до переезда. Иначе из-за удара автомобиля по асфальту рядом с рельсом пострадает и дорожное покрытие, и подвеска автомобиля. Раньше, чтобы машина не тормозила перед переездом, укладывали литой ровный асфальт. Но от ударов колес в нем постепенно все равно появляются трещины. Поэтому переезды нужно ремонтировать каждый год.

Все переезды строили в советское время. Сейчас районы, в которых они располагаются, застроены: транспорта по улицам стало ездить больше, а пропускная способность осталась прежней.

Как влияет переезд на скорость движения

Как избежать пробок на пересечении автомобильных дорог и рельс? Можно построить развязку, закрыть переезд и перенести рельсы (либо вообще убрать их, если они не используются). Но это дорогостоящие мероприятия. Минимизировать заторы автомобилей перед переездами можно более простым способом: выровняв переезд, тогда водителям не придется снижать скорость, переезжая рельсы.

Переезды выровняют

В этом году в Томске на шести переездах появятся металлические пластины. Их установят на одном уровне с рельсами. Водитель будет плавно заезжать на небольшой чугунный подъем, а потом так же постепенно спускаться, не снижая скорость. Такую технологию уже опробовали в Томске в 2010 году — на 11 трамвайных переездах. В среднем установка плит на одном переезде обойдется в 2 млн рублей. Плиты для реконструкции трамвайных и железнодорожных путей изготавливает «Сибэлектромотор».

Отличие томских плит от аналогов других городов в том, что их собирают прямо на месте по принципу конструктора «лего». Никакой специальной техники не нужно: небольшие квадраты — 75 на 35 см — рабочие плотно соединяют друг с другом. Получается единый монолитный блок. Так как он состоит из небольших частей, в случае повреждения можно заменить одну, не ломая всей конструкции. Кроме того, это позволит избежать ситуации, когда весь блок перекосится на одну сторону под давлением машин. Такая плита прослужит более 25 лет.

В других городах — Саратове, Омске, Ярославле — с пробками на переездах тоже борются местные заводы. Например, в Ярославле все переезды покрывают резиновым или резиново-железобетонным покрытием — так жителей не беспокоит шум, а настил выдерживает температуру от -40 до +60 градусов. Где-то обходятся железобетонными или металлическими плитами, которые укладывают плотно рядом друг с другом.

Что можно сделать с переездами?

— Возможно, в городе появится два дополнительных железнодорожных переезда. Пока только рассматриваются такие варианты, — говорит Вячеслав Черноус, начальник департамента городского хозяйства.

Первый вариант — дополнительный переезд возле поста ГАИ по дороге в аэропорт. Сейчас на улице Мокрушина работают только две полосы движения, основной транспорт едет на Мокрушина и в Предтеченск. Если открыть дополнительный переезд, можно организовать кольцевое движение уже по четырем полосам (по две в каждом направлении).

Другая необходимость — разгрузить Степановский переезд. Если обустроить переезд в районе моста на улице Елизаровых, на Степановку можно будет выехать и по улице Льва Толстого, а не только через ул. Шевченко.

— В середине восьмидесятых на 76 км Богашевского тракта, буквально за 300-400 метров до существующего поста ГАИ, был закрыт железнодорожный переезд. Он до сих пор есть, просто перегорожен — там создана автобусная остановка. Есть идея его возродить и организовать одностороннее движение, однако как — еще не решили, — рассказывает Виктор Гинкель, старший государственный инспектор отделения дорожного надзора Управления ГИБДД по Томской области.

Скорее всего, выезд будет осуществляться через Мокрушинский переезд, а заезд — через Богашевский. Тогда для транспорта полностью откроется площадь Южная: движение только в прямом направлении, плюс разворот автобусов, без движения в сторону Мокрушина. Правда, даже в этом случае придется расширить поворот на проектируемый переезд на 500 метров, а там достаточно близко расположена застройка.

По дороге на Предтеченск можно организовать кольцевое движение вместо существующего Т-образного перекрестка. Вокруг лес, так что этот вариант вполне реален, но его пока не рассматривали.

СОСЕДИ

Каким будет переезд будущего?


Безопасным. Умным. И, как ни странно, без шлагбаума и семафора. Эти привычные для нас атрибуты железнодорожного переезда в большинстве зарубежных стран — редкость. И не потому, что там мало переездов. Только в США — 140 тысяч пересечений автомобильных дорог и рельс (для сравнения, в России — 11 тысяч). А через переезды Англии ежегодно проезжает шесть миллионов поездов и шестьсот миллионов автомобилей. Но устройствами заграждения железнодорожные переезды оборудуются редко, так как все участники движения соблюдают правила проезда и руководствуются сигналами светофоров.

Семафор и шлагбаум на зарубежных переездах заменили принципом трех «Е»: Education, Enforcement and Engineering (образование, технические и инженерные мероприятия). Раз в два года весь мир обсуждает проблемы переездов на Международном симпозиуме по организации и оснащению железнодорожных переездов. В итоге в Англии, например, в целях безопасности на переездах устанавливают системы видеонаблюдения и радиосигнализации.


Опубликовано в 48 номере от 14 января 2010 года.

Оставьте свой комментарий


Архив

Цитата

«Мне непонятно, почему некоторые из ваших деревянных домов сохранились в таком плачевном состоянии. Это же такое уникальное явление, в мире их больше нигде нет!». Эмир Кустурица

Из материала

«Вспомнить все»

Проекты

Архив статей

  • 2013
  • 2012
  • 2011
  • 2010