В начале марта в офисе компании «Делойт и Туш», входящей в тройку ведущих консалтинговых фирм в мире, прошло томское роуд-шоу для потенциальных инвесторов. Подобное томичи сделали первыми. Ни один муниципалитет России до такой формы привлечения инвесторов не додумался. Может, бюджетных денег хватает, может, запросы невелики.
Томские власти увезли в Москву несколько инвестпроектов: университетский кампус на левом берегу Томи, парк отдыха «Михайловская роща», скоростной трамвай между Томском и Северском, новая система мусороудаления, новая концепция освещения города… В общем, все то, что томская общественность воспринимает как несбыточные мечты. Прожекты, словом…
А вот представители крупнейших мировых корпораций и их российских филиалов уселись за столики в московском офисе компании «Делойт» и вполне себе заинтересованно два дня слушали — что же это за Томск такой, и что он там напридумывал себе.
В Волгограде «Филипс» осветила Парк Победы. Для Томска компания разработает единую концепцию уличной иллюминации города.
Томск и Лион: что общего?
Вообще, обычно «Филипс» не менее года ведет переговоры с городами и потенциальными партнерами, прежде чем решается на совместное сотрудничество.
Говорят, для Томска все решил один разговор мэра Николая Николайчука с директором «Филипс».
И вот, компания готова сделать Томск таким российским шоу-румом (от англ. show room — демонстрационный зал). Как было во Франции с городом Лион.
— И что, правда, вот так возьмете и во глубину Сибирских руд, в наш махонький городок? — спрашиваем мы.
— Да вот же, подписали соглашение, — несколько обескураженно отвечает директор по стратегическому планированию и развитию бизнеса компании «Филипс» в России Елена Сябренко. — Что значит маленький город? Чтобы реализовать наш проект, мегаполис и не нужен. Нужен именно компактный город, в котором был бы виден результат.
Ну, раз результат… Тогда когда и сколько? Сколько денег и когда привезет компания «Филипс» в Томск?
Но тут все не так уж просто. В проекте — заменить тысячи светильников на городских улицах, вложить 150 миллионов рублей, окупить их примерно за четыре года.
Однако город предстоит обследовать, да и принципы финансирования проработать тщательнее… В общем, не в этом году. Не правда ли, как-то сразу попритухает сияние этого инвестпроекта?
Окончательный проект студенческого кампуса будут разрабатывать профессионалы. К поиску инвесторов приступили специалисты консалтингового агентства «Делойт».
В Томске будет свой «Латинский квартал»
Мечта любого крупного бизнесмена — собрать в одном месте 100 тысяч человек, которым постоянно нужны будут питание, бытовые услуги и развлечения. Именно поэтому компания «Делойт и Туш» заинтересовалась томским проектом строительства студенческого кампуса. На упаковку этой пока еще идеи в полноценный инвестпроект «Делойт» берет время до конца 2011 года.
— Мы понимаем, что речь идет о Сибири, где зимой холодно, летом жарко, бывают комары, — говорит Любомудров. — Все эти вещи нужно компенсировать тем, что когда студенты приедут в регион, они смогут поселиться в кампусе, жить в комфортных условиях, заниматься спортом, ходить в библиотеки, организовать свой досуг. Для нас университетский кампус в Томске — идея, которая может материализоваться в конкретных строительных проектах, которые можно обсчитать, привлечь инвесторов и упаковать, довести до реализации.
То есть понятно, что и кампус — это тоже перспектива не 2011 года… Даже земля на левобережье пока Томску не принадлежит. Это заснеженные поля в Томском районе — 200 га… Но опять же, если сейчас махнуть на эти поля рукой: мол, до кампуса еще времени вагон, так и говорить не о чем. Так когда «Делойт» реальных инвесторов найдет, к примеру, года через два, они придут и скажут — ну, где у вас тут кампус построить? И окажется, что на полях заснеженных уже коттеджи стоят или торговый центр невероятной красоты и первой необходимости.
Вот и получается, не запланируешь сегодня — не построишь завтра. Это как с Левобережной дорогой вышло. Федерация готова была денег давать, а ни одного готового актуального проекта строительства нет. Потому что город давно уже ничего не планировал. И главное, горожане отвыкли, что у Томска могут быть планы…
«Ремондис» инвестирует 4,5 миллиона евро в покупку новой спецтехники для вывоза отходов, приобретение современных контейнеров и оборудование площадок.
Насколько педантично немцы уберут Томск?
Если немецкая фирма «Ремондис» займется в Томске мусороуборкой, рабочие «Спецавтохозяйства» будут работать в европейской компании. А томичи станут выкидывать мусор в современные контейнеры на оборудованных контейнерных площадках.
На роуд-шоу мэр Томска и руководство российского представительства «Ремондис» окончательно договорились: немцы приходят в Томск.
— До конца марта руководство компании должно принять решение о вхождении в томский проект и финансировании приобретения техники, новых контейнеров и организации ряда контейнерных площадок. В апреле мы должны подписать договор о создании совместного предприятия «Ремондис-Сибирь-Томск», — сообщил по итогам роуд-шоу Николай Николайчук.
НАБЛЮДАТЕЛЬ
Есть ли у вас план, мистер Томск?
«У нас любое нормальное планирование лет на 5-10 вперед уже считается прожектами», — сказало мне как-то невесело один чиновник.
Вот, вроде он чиновник и веры оттого ему никакой. А с другой стороны, планирование не такая уж плохая вещь… Но, что в нашем понимании план, проект? Это когда утром деньги, вечером стулья. Ну в крайнем случае — наоборот. Но чтобы только все и сразу. Ну, месячишку подождем…
Даже двухлетнее строительство развязки на Балтийской — извините за каламбур — всю дорогу воспринималось как невероятный прожект чиновников… Достроили, открыли, ездим. Но осадок остался…
Как ни странно, но идеи, с которыми в родном городе показаться на улице стыдно – засмеют на всех форумах, — вполне себе привлекательными проектами кажутся со стороны. Как говорит одна моя знакомая, сильнее всего в возможность серьезных изменений в городе не верим мы сами. Те, кто тут живет и не планирует уезжать…
В общем, возвращаясь к планированию… Есть ли у вас план, мистер Томск?
Похоже, план появляется. И кстати господин Любомудров из «Делойта» отметил: Томск – понятный для инвесторов город, а оттого привлекательный: «Город продемонстрировал свою способность генерировать идеи и доводить их от идеи до реализации. Вот с этим у большинства городов как раз проблемы».
Не будем говорить господину Любомудрову, что у Томска большие проблемы не с идеями, а с самооценкой… Все мы кажемся себе махонькими, глупыми, недостойными высочайшего внимания… Вот только как трубу прорвет или мусор не вывезут – сразу президенту пишем.
Томичи учатся искать инвесторов у профессионалов из «Делойт»
Deloitte — это объединение десятков тысяч специалистов независимых фирм по всему миру с целью оказания услуг в сфере аудита, консалтинга, корпоративных финансов, управления рисками и консультирования по вопросам налогообложения и права. Deloitte Touche Tohmatsu Limited — международная компания, которая наряду с ПрайсвотерхаусКуперс, Эрнст энд Янг и КПМГ входит в «большую четверку» аудиторских компаний.
Deloitte Touche Tohmatsu одной из первых среди ведущих аудиторских и консалтинговых компаний пришла на рынок стран СНГ, открыла первое представительство в Москве в 1990 году. Сейчас компания имеет 14 офисов в девяти странах СНГ.
Что такое роуд-шоу?
Буквально с английского — «дорожное представление, гастрольное турне». На языке бизнеса — серия встреч с потенциальными инвесторами и аналитиками. Роуд-шоу — это тщательно подготовленная презентация производственной деятельности компании, ее финансового положения, результатов деятельности, рынка, продуктов и услуг. Показывает потенциальным инвесторам возможности компании и способность руководства грамотно управлять ею.
На роуд-шоу в Москве Томск презентовал свои инвестпроекты таким мировым гигантам, как «Сименс», «Нокиа», «Икея», «Филипс», «Cisco Systems», «Майкрософт», «Хьюлетт-Паккард», Европейский банк реконструкции и развития.
ОПРОС
Интересен ли инвесторам Томск?
Максим Любомудров, управляющий партнер компании «Делойт и Туш»:
— Томск выглядит привлекательным, понятным городом. Он продемонстрировал свою способность генерировать идеи и доводить их до реализации. С этим у большинства городов проблемы.
Мы, несомненно, считаем Томск территорией, комфортной для инвестиций. Нам сразу понравились томичи. Это очень образованные, творческие и инициативные люди, способные решать сложные и комплексные задачи.
Владимир Габриэлян, генеральный директор «Филипс» в России:
— Мы с энтузиазмом смотрим на перспективы сотрудничества с Томском и, как лидеры светотехнической отрасли, заинтересованы в поиске и внедрении инновационных решений.
Джонатан Спарроу, советник «Нокиа Сименс Нетворкс»:
— Было бы хорошо, если бы Томск был активным в продвижении самого себя. В большом мире про Томск пока не знают. А судя по услышанному мною здесь, он стоит того.
Александр Микоян, генеральный директор «Хьюлетт-Паккард» в России:
— Сделайте так, чтобы к вам летала международная авиакомпания. Если вы хотите работать на международной арене, без этого невозможно. И сотрудничать можно не только с огромными корпорациями, у которых стомиллиардный объем продаж, а с самыми разными компаниями.