Городская газета

Как Томск обогнал Санкт-Петербург Откуда в нашем городе столько автомобилей?

Просмотры: 2 579

«Городская газета» решила исследовать, какие марки популярны у томичей, что является причиной такого бума и как вообще выглядит автомобильный Томск. / Ирина Бородина.

В год томичи покупают четыре с половиной тысячи автомобилей. Получается, что на душу населения у нас машин почти столько же, сколько у москвичей. Правда, пока мы чаще покупаем недорогие либо подержанные авто, в отличие, например, от соседних Кемерово и Тюмени. Но эксперты автомобильного рынка утверждают, что эта разница вскоре станет несущественной. Если в 2010 году томичи покупали в основном недорогие автомобили, то в этом году резко выросли продажи машин высокого ценового сегмента. / Фото Никиты Грейдина

В Томске на 500 тысяч жителей приходится почти 146 тысяч автомобилей. Получается, что у каждого третьего горожанина есть личный транспорт.

Сорок лет назад в Томске было всего две тысячи машин. Сейчас такое количество за час проезжает по проспекту Ленина. К 2011 году число автомобилей выросло почти в 70 раз. Томичи уже обогнали петербуржцев по количеству транспорта на тысячу человек и вот-вот доберутся до уровня москвичей. Почему в нашем городе так много машин?

Вырос уровень жизни

В 2008 году почти половина заработка томичей уходила на продукты. В супермаркетах горожане оставляли до 53 % своей зарплаты — несмотря на то, что выбирали дешевые товары местных производителей. Большинство томичей отказывали себе в покупке дорогих товаров — машин, бытовой техники, мебели — даже в кредит. Для экономистов такое поведение потребителей — первый маячок бедности.

За два года привычки горожан сильно изменились. Доходы выросли, и теперь максимум 43 % потребительского кошелька уходит на продукты. Томичи стали больше тратить на автомобили и недвижимость. Именно эта статистика, а не заверения политиков из телевизора, говорит о том, что кризис закончился. Например, в 2010 году в Томской области было выдано 3 365 ипотечных кредитов на сумму 3,6 млрд рублей — это вдвое больше, чем за 2009 год.

В прошлом году жители Томска и области купили на 25 % больше новых машин, чем в 2009 году — 7,7 тысяч. Томичи экономят и покупают авто с пробегом — порядка 18 тысяч таких машин регистрируют в ГИБДД в год. В соседних регионах ситуация обратная — новых авто приобретают больше, чем подержанных. В Кемеровской области — 14,7 тысяч, в Тюменской — 17 тысяч, в Новосибирской — 11 тысяч. Средний возраст автомобилей в Томске — очень важный показатель. По нему можно определить уровень достатка человека. К примеру, 55,3 % машин в нашем городе — старше 10 лет. Выходит, более чем у половины автомобилистов не хватает финансов на новую машину. Например, в Тюмени новых автомобилей 39 % . Здесь дело, скорее всего, в количестве нефтяников среди жителей: в Томске их в разы меньше.

Машины подешевели

С осени 2008 года банки стали снижать ставки по кредитам. Если два года назад средняя ставка составляла 27 % годовых в рублях, то сегодня уже 15-16 %. Благодаря этому люди стали активнее участвовать в автокредитовании. Каждая третья машина, купленная в Томске за последние два года, приобретена в кредит. Этот показатель говорит об уверенности людей в завтрашнем дне. Если человек берет крупный кредит на несколько лет, значит, у него есть стабильный заработок и он знает, как будет расплачиваться.

В прошлом году, несмотря на кризис, можно было найти дешевую машину. У дилеров были переполнены склады техникой 2008 года, поэтому компании продавали ее со скидкой в 2009 и 2010 годах. Машины стали доступнее также за счет программы утилизации. До конца 2011 года можно получить 50 тысяч рублей на покупку новой машины, если сдать старую в утиль. В Томской области за год более полутора тысяч людей приобрели новый автомобиль по этой программе. Это почти 20 % от всех проданных в 2010 году машин.

Томичи любят автомобили

Ежегодно водительские права получают около 20 тысяч томичей. Средний возраст томских автомобилистов — 30-35 лет. Горожане выбирают четырехколесный транспорт просто потому, что он удобнее. Даже те, у кого нет личного автомобиля, предпочитают такси автобусам. Каждый день около пяти тысяч городских такси перевозят тридцать тысяч пассажиров.

Чаще всего автовладельцами становятся горожане в двух возрастных категориях: от 25 до 34 и от 35 до 44 лет. Причем первая группа — наиболее активные покупатели.

Автомобильные предпочтения жителей разных регионов отличаются достаточно сильно. В европейской части страны водители ездят на Форде, Опеле и Фольксвагене, а в Сибири на дорогах доминируют японские Тойота, Хонда и Ниссан. В Томске открыто более 40 автосалонов, но самые популярные марки среди горожан — Тойота, ВАЗ и Хонда.

В 2008 году перед открытием автосалона в Томск приехал представитель «Хонда Моторс». Целый день ему показывали город, а под вечер японец захотел посмотреть какой-нибудь большой торговый центр. Зачем это нужно — гость не сказал. Во время экскурсии по «Смайл-Сити» японец потерялся. Его искали около часа, даже решили вызвать полицию и оцепить супермаркет, как вдруг гость нашелся. Оказалось, за это время он осмотрел все ближайшие парковки и посчитал, сколько на них автомобилей марки Хонда. Количество его порадовало: японец убедился, что Хонду томичи любят и будут покупать. Только после этого он дал согласие на строительство автосалона.

Какие машины самые популярные

Томск —

TOYOTA COROLLA

2 979 автомобилей
Corolla

Москва —

FORD FOCUS

37 000 автомобилей
Ford

Самые популярные машины в России — это Toyota Corolla и Ford Focus. Первая марка чаще всего встречается в Сибири: этот автомобиль надежнее и больше подходит для наших дорог. Благодаря жесткой подвеске машина плавно проходит все выбоины на дорогах. Также популярность марки за Уралом объясняется ввозом подержанных авто из Японии до 2009 года.

В европейской части России дороги лучше и у жителей более широкий выбор автомобилей: менее надежных, но комфортабельных. Поэтому самая популярная иномарка среднего класса — Ford Focus. Она уступает Toyota Corolla по цене, так как эту машину собирают в России. В Ford Focus отсутствует ряд комплектаций, например, кондиционер, обогрев сидений и зеркал.

Больше машин — длиннее пробки

Эксперты консалтингового агентства «Прайс Уотер Куперс Россия» утверждают, что количество машин в городах вырастет в среднем до 400 на тысячу человек. Достигнув этой цифры, темпы продаж на ближайшие десять лет стабилизируются. Старые машины водители будут заменять новыми, поэтому общее количество автотранспорта останется прежним, изменится только качество машин.

Передвигаться по городу без пробок невозможно уже сейчас. Хотя в Томске только 291 автомобиль на тысячу человек. Сложно представить интенсивность движения, если общее число машин перевалит за 200 тысяч. Специалисты из Научно-проектного института Санкт-Петербурга ЭНКО считают, что если все новые улицы в Томске будут построены вовремя, то город не превратится в огромную пробку. Правда, новые улицы только разгрузят существующие магистрали. Чтобы избавить Томск от будущих пробок, нужно искать дополнительные решения уже сейчас.

В Германии количество автомобилей на тысячу человек — 622, но ездить на машине там комфортно. В США автомобилей еще больше — 776 на тысячу горожан. В западных странах число автомобилистов снижают искусственно: вводят высокие штрафы за нарушения и налоги, плату за проезд по дорогам. Для пешеходов есть удобный общественный транспорт, в первую очередь — метро и трамваи, а не автобусы. Для «легковушек» строят парковки и скоростные надземные шоссе.

Томские специалисты начинают перенимать европейский опыт. В генплане города выделены места под будущие многоярусные гаражи и охраняемые автостоянки для 67 тысяч машин, а к 2020 году появятся два скоростных трамвая. Можно воспринимать эти проекты как фантастику и называть ненужной тратой бюджетных средств. Но если сейчас не подумать о дорожном трафике в Томске будущего, то через двадцать лет движение в городе просто остановится.

МНЕНИЕ

Почему в Томске так много машин?

Владимир Козловских,
директор томского представительства брокерской компании ФИНАМ:

— Чем больше в потреблении горожанина товаров длительного пользования — машин, квартир, дорогостоящей бытовой техники, — тем выше уровень его жизни, так как уровень потребления определяется уровнем доходов. Существуют разные способы подсчета дохода населения. Самый простой — в рублях или в любой другой валюте. Однако можно оценить доход и через потребление товаров. Томичи стали больше покупать машин, значит, у них есть деньги, которые можно на этот товар потратить.

Александр Таловский,
начальник департамента потребительского рынка администрации Томской области:

— На первый взгляд, удивительно, что по потреблению населением автомобилей, сотовых телефонов, ноутбуков Томская область вышла почти на тот же уровень, что и Москва. На самом деле Томск — не просто один из провинциальных городов. У нас много работников интеллектуальной сферы — профессоров, ученых, исследователей. Есть нефтяные и газовые месторождения. Кроме того, из всех томских студентов 60 % — иногородние. Своих детей к нам на обучение отправляют чаще всего жители Кемеровской, Тюменской областей, Дальнего Востока. То есть студенты приезжают из «нефтяных» регионов. Соответственно, часть заработанных родителями денег на одежду, питание и другие товары они тратят именно здесь. В других городах, например, в Барнауле и Екатеринбурге проживает в основном рабочий класс, поэтому, по сравнению с томичами, екатеринбуржцы меньше тратят на автомобили, одежду, технику.

Иван Попов,
исполнительный директор «Тойота Центр Томск»:

— Количество автомобилей увеличилось не только в нашем городе, но и в целом по стране. Пик кризиса миновал, поэтому люди вновь начали вкладывать свои средства в автомобили. Причем обновился и качественный состав автопарка — 2010 год стал годом плавного увеличения объемов продаж новых автомобилей. Программа по утилизации автомобилей, запущенная в 2010 году, сыграла роль в продаже недорогих машин российского производства. Например, АвтоВАЗ достаточно хорошо поднял свои продажи благодаря этой программе. Также выросли продажи у марок Renault, Skoda. Однако если в 2010 году покупали в основном дешевые автомобили, в этом году произошел резкий рост продаж авто высокого ценового сегмента. Существуют прогнозы, по которым в этом году автомобильный рынок России вырастет на 40 %.


Опубликовано в 56 номере от 13 мая 2011 года.


Комментарии

ездить на авто — недопустимо! автомобилисты, вы ДОЛЖНЫ СТРАДАТЬ! всем приятных моментов с гаишниками, и в пробках хорошо постойте, качественно))

Оставьте свой комментарий


Архив

Цитата

«Мне непонятно, почему некоторые из ваших деревянных домов сохранились в таком плачевном состоянии. Это же такое уникальное явление, в мире их больше нигде нет!». Эмир Кустурица

Из материала

«Вспомнить все»

Проекты

Архив статей

  • 2013
  • 2012
  • 2011
  • 2010