Городская газета

В каком Томске хотели бы жить вы? Пять архитекторов о том, как изменится в будущем городская среда

Просмотры: 2 898

«Как же надоела эта деревня в центре города! Когда уже мы станем современным красивым мегаполисом?», — думают одни. «Обидно, что деревянный Томск теряет свое лицо, застраивая проспекты краснокирпичными домами и стилизованными башенками», — возражают другие. А каким должен быть город в понимании тех, кто его создает? Архитекторы тоже гуляют по томским улочкам и живут в городских домах, у них есть свое понимание того, как должен развиваться город. И это совсем не то же самое, что взгляд туриста, предпринимателя или даже художника. Что именно им хотелось бы изменить в городе? Пять томских архитекторов рассказали о том, каким они видят Томск будущего. / Анна Котова.


А нужно ли что-то менять? Пусть будет много разных стилей

Отель «Тоян» — один из немногих проектов в Томске, который реализован с минимальным количеством отклонений от задумки его автора Олега Лещинера. Правда, над главным входом был запланирован козырек, но в процессе строительства о нем забыли. На крыше здания установлен флюгер (достаточно редкая сегодня вещь) с датой основания города. / Фото Алены Кардаш.

ОЛЕГ ЛЕЩИНЕР

Проекты архитектора: ТЦ «Big City», жилые дома (ул. К. Маркса, 11 и ул. Вершинина, 11), ТЦ «Модный базар», административно-торговый комплекс на ул. Трифонова, 24

— Город формируется и строится по объективным законам — градостроительным. Им, а также новым технологиям, подчинен и дизайн зданий. Так что архитекторы лишь в малой степени влияют на внешний облик города.

Томская архитектура сейчас движется в сторону рационализма и ищет компромисс между разными позициями. Еще недавно защитники старинных памятников настаивали на восстановлении центра города, каким он был на границе XIX-XX веков (что очевидно невозможно). Сейчас здравый смысл и логика побеждают: нам нужно сохранить старое, но и не останавливать естественный процесс развития и роста города. В законсервированном виде исторический центр Томска начнет умирать.

Томск строился в достаточно короткое время. И так сложилось, что его основной стиль — это эклектика: в некоторых случаях — с преобладанием классицизма (например, отель «Магистрат»), в некоторых — модерна (например, НИИ курортологии, ул. Р. Люксембург, 1), есть деревянный модерн — дом Крючкова (пр. Кирова, 7).

Современная архитектура в Томске пошла по тому же пути — сочетание разных стилей. Зато у каждого стиля есть свои ценители и тем самым можно удовлетворить вкусы максимально большого количества людей. И менять что-то… Не знаю, нужно ли.

А строительство современных зданий по европейским образцам с использованием новейших материалов сдерживает, я считаю, только финансовый фактор.

Почему город растет ввысь?

Это здание архитектор Владимир Муленок проектировал под развлекательный комплекс. Некоторые студенты ТГАСУ и по сей день считают, что «Галерея» — это отреставрированный образец старой томской архитектуры. Строение являлось продолжением здания старой постройки, которое прежде размещалось на территории нынешней парковки. «Галерея» проектировалась таким образом, чтобы композиционно, вместе со зданием магазина «1000 мелочей», обрамлять район проспекта Ленина от набережной до речвокзала. / Фото Алены Кардаш.

ВЛАДИМИР МУЛЕНОК

Проекты архитектора: здание горисполкома в г. Асино, здание нового рынка на пр. Мира, здание на ул. Беленца, 11, ул. Гагарина, 48 (магазин «Игрем»)

— Мне нравится далеко не все, что происходит сегодня с внешним обликом Томска. Если новые здания и хороши в плане дизайна, то стоят неудачно. Например, очень хаотичной получается застройка по Фрунзе.

В советское время, при множестве минусов, был один главный плюс: заказчиком являлось государство. У него не всегда хватало денег, но зато застройка велась комплексно: проектировалось не одно отдельно взятое здание, а целый участок или микрорайон. Сейчас строят, кто во что горазд. Учитываются только технические требования.

Все проекты проходят градостроительный совет. Но в конечном итоге здания далеко не всегда соответствуют проектам. Появились деньги — давайте надстроим еще два-три этажа! Например, угловое здание на пересечении пр. Ленина и пер. 1905 года проектировалось четырех¬этажным, завершающимся остекленными балконами. А в итоге мы получили шестиэтажный чемодан. Да еще и со скатной кровлей. Я бы вообще запретил строить в Сибири скатную кровлю на домах выше трех этажей — это просто опасно. Есть современные технологии, позволяющие делать плоские кровли, с которых не нужно скидывать снег. Да, они чуть дороже. А заказчик всегда жадничает. Когда ему достается участок земли, он старается максимально занять его зданием, вместо того чтобы организовать парковку, благоустроить прилегающую территорию.

Кроме того, мы сами, как профессионалы, мало что знаем о современных технологиях в градостроительстве, потому что не хотим развиваться, учиться. Архитекторы инертные, общество не готово к восприятию современной архитектуры, заказчики закостенелые, строители низкоквалифицированные.
В итоге получаем ту архитектуру, которую заслуживаем.

Как обойтись без красного кирпича?

В руках у Инессы, студентки 6 курса архитектурного факультета ТГАСУ, — проект Томского экспозиционного центра. Это реконструкция существующего здания ТЭЦ-1, которое было построено в стиле конструктивизма 30-х годов прошлого века. Исходя из этого и родилось архитектурное решение: сохранить стилистику, чтобы здание не конфликтовало со средой, но при этом осовременить его за счет использования новых высокотехнологичных материалов. / Фото Алены Кардаш.

ИНЕССА ЛОСОН

Проекты архитектора: проект квартала в районе ГУМа

— Томск эклектичен, в нашем городе много зданий в совершенно разных стилях. Есть приятные, есть тяжелые, давящие. Например, краснокирпичные высотки на Фрунзе — такое ощущение, будто в Томск завезли по низким ценам кирпич и из него все резко начали строить.

У нас много зданий бывших заводов — а ведь это шикарные по площади фасады, которые можно восстановить, обыграть и украсить ими город. Но их просто закрывают баннерами, хозяевам проще и выгоднее размещать плакаты, чем разрабатывать стиль здания. «Смайл Сити» вроде обыграли, но все равно навешали рекламы. Ее вообще в Томске слишком много. Конечно, без нее никуда, но можно быть с нею сдержаннее, а внедряться в исторический центр деликатней.

Самое сложное — вписать свое здание в квартал

Форму здания (ул. Студенческая, 15) архитектору Владимиру Сайганову навеяло островное положение участка: среди сосен, вдали от шумного центра. Этот дом строился для профессоров томских вузов. С левой стороны к зданию примыкает башенка с характерной крышей: в ней один из жильцов планировал устроить собственную маленькую обсерваторию. Удалось ли ему это — нам не известно. / Фото Алены Кардаш.

ВЛАДИМИР САЙГАНОВ

Проекты архитектора: здание на пересечении пр. Ленина (дом 166) и пер. Дербышевского, жилой дом с «плоским» фасадом (пр. Ленина, 195), жилой дом на ул. Яковлева, 2 (рядом с башней)

— Наша беда в том, что нет главного фактора, определяющего облик города. Создается архитектурное и планировочное решение, и дальше в него вторгаются все, кому не лень: чиновники, инвесторы. Каждый тянет воз в свою сторону. Поэтому нигде в Томске вы не найдете комплексного решения квартала, хотя они разрабатывались. То на снос денег нет, то на что-то еще. И получается точечная застройка.

С умом подошли к этому вопросу, например, в Англии: сначала собираются инвесторы, формируется капитал, только потом разрабатывается комплексное решение квартала, площадью хотя бы два-три гектара, чиновники его утверждают, и оно становится законом, от него уже не отступают.

У нас же все с точностью до наоборот.

Пусть это будет Азия

Здание Томского института бизнеса (ул. Заливная, 1 Б) архитектор Олег Скрипник проектировал как гостиницу. В нем специально использован контраст: современный лаконичный куб, который должен был быть облицован стеклом, и имитация старинного деревянного здания с типичной томской резьбой. Автор намеренно довел это сочетание до абсурда, таков был эксперимент в работе с китчевой эклектикой. Но результат показал, что это — тупиковый путь, и автор поклялся себе больше таких проектов не создавать. / Фото Алены Кардаш.

АЛЕКСАНДР СКРИПНИК

Проекты архитектора: ТЦ «Аврора», жилой дом на ул. Советской, 68, здание НИИ кардиологии (ул. Киевская, 111), здание банка на пр. Фрунзе, 90/1

— Мне не нравится то, что сейчас происходит с городской архитектурой. Каждый автор начал самовыражаться, не обращая внимания на то, как его проекты вписываются в среду.

Томск — очень своеобразный город. Он совершенно не европейский, а наоборот, азиатский, в духе восточного базара: все пестрое, разное. Хорошо это или нет — будет понятно только через какое-то время. Может быть, это и есть его истинное лицо. Ведь и деревянная архитектура у нас — разностилевая.

Новые здания создает не только архитектор, важно взаимодействие с заказчиком. Но большинство из них — бизнесмены, которыми руководит жадность. Это правильно, бизнесмен должен быть жадным, но не в архитектуре. Для многих же выгода оказывается выше здравого смысла, они стремятся выжать из здания как можно больше полезной площади.

Другой фактор — квалификация строителей. В Томске она довольно низкая, и это приходится учитывать в процессе проектирования здания, а проект — корректировать в ходе строительства. Я уже больше тридцати лет работаю архитектором в этом городе, и только единичные объекты удалось построить так, как было задумано, с минимальными отклонениями. Практически все они появились еще в советские времена.

Каким станет Томск в будущем? Стиль зданий будет более сдержанным, лаконичным, современным. Стекла, возможно, будет больше. Однозначно станет меньше кирпича. Слишком «красным» стал наш город. На мой взгляд, нам вовсе не обязательно стремиться к европейской архитектуре, пусть это будет Азия.


Опубликовано в 56 номере от 13 мая 2011 года.

Оставьте свой комментарий


Архив

Цитата

«Мне непонятно, почему некоторые из ваших деревянных домов сохранились в таком плачевном состоянии. Это же такое уникальное явление, в мире их больше нигде нет!». Эмир Кустурица

Из материала

«Вспомнить все»

Проекты

Архив статей

  • 2013
  • 2012
  • 2011
  • 2010