Городская газета

Школа не выходя из дома Как некоторые томские родители ломают стереотипы образования

Просмотры: 1 303

«Опять в школу! — думает иной ребенок спросонья и нехотя отправляется чистить зубы. — Опять сидеть пять скучных уроков, Марья Ивановна снова поставит двойку, а Мишка будет пинаться… Вот можно было бы сходить только на рисование или вообще учиться дома!» На первый взгляд, эта детская мечта кажется фантастикой. Ну, кто может позволить ребенку не ходить в школу, а учить уроки тогда, когда ему этого захочется? Тем не менее, некоторые родители, в том числе и в Томске, смело практикуют самостоятельное обучение. Другие же возражают им, мол, это ненормально, ребенок должен учиться в коллективе сверст­ников и жить по единым для всех правилам!.. / Анна Котова.

— Я твердо верю в то, что сущность человека — не лень, а наоборот, стремление познавать, участвовать, учиться, — говорит Алена Ковалевская. — Лень возникает как раз в результате принуждения и перенасыщения. И если прислушиваться к собственному ритму, то учеба может занимать гораздо меньше времени, которое можно проводить с семьей абсолютно без потери качества образования. / Фото Марии Аникиной.
Как учиться — выбирай

Помимо привычной очной формы обучения, когда ребенок ежедневно посещает школу, родители вправе выбрать для него и любую другую: форму семейного образования (обучать ребенка самостоятельно дома), экстернат (ускоренное самостоятельное обучение по всем или некоторым предметам с обязательными консультациями с учителем) и домашнее образование (для детей, имеющих ограничения по состоянию здоровья, к таким ребятам учителя приходят домой).

В любом случае ребенок должен быть зачислен в школу. Он имеет право получать учебники, пользоваться школьной библиотекой, приходить на уроки по выбору, а также должен проходить промежуточную (каждый год) и итоговую аттестацию (в 9 или 11 классе). То есть сохраняет за собой все права школьника, но освобождается от ряда обязанностей.

Можно, да не везде

Это право закреплено в законе «Об образовании», но действует оно не для всех. С 2005 года, после внесения поправок, форма семейного обучения перешла на региональное усмотрение, и теперь положение о нем существует всего в нескольких регионах, и на Томск оно не распространяется. Его разработка возможна, если заинтересованные в этом родители обратятся в областной департамент образования. А пока они вынуждены довольствоваться экстернатом.

Саша Ковалевский учится в третьем классе, но в школу с этого учебного года ходит всего раз в неделю. Постояв с букетом на школьной линейке первого сентября, Саша и его мама Алена решили: нет, школа — это не для нас.

— У нас была хорошая школа, замечательная учительница, — рассказывает Алена Ковалевская, — но учеба, как и любая система, стала все больше и больше брать в оборот, подчинять себе жизнь семьи. Ведь у каждой семьи — свой ритм, к которому ребенок привыкает: можно заниматься домашними делами или бросить все и отправиться путешествовать. С переходом на экстернат стало намного проще, хотя в этом случае контроль со стороны школы все равно слишком велик.

Зачем уходить из школы?

Современная система образования устраивает не всех родителей. Многие жалуются на сложность учебных программ, особенно для начальной школы, на слишком большое количество учебных часов и, как следствие, переутомление детей. Самостоятельное обучение позволяет регулировать нагрузки, а учиться — в комфортных для ребенка условиях.

— Однажды, в третьем классе, моя дочь Клавдия решила пойти на урок русского языка в свою школу, — рассказывает москвичка Юлия Лабатурина, мама, практикующая семейное образование, — и, вернувшись, сообщила мне: мама, там так шумно и дети себя плохо ведут! С тех пор в школу мы больше не ходили. Сейчас Клавдии — 12 лет, она сама ездит на метро на занятия по музыке, компьютерные курсы и уроки верховой езды. Ведь смысл семейного обучения — в том, чтобы ребенок учился и организовывал этот процесс сам. К тому же в среднем звене, когда у ребенка формируются приоритеты и примерные представления о будущей специальности, можно обзорно проходить непрофильные предметы. Ведь прочитать параграф по истории и ответить на вопросы не трудно и самому, особенно при нынешнем уровне среднего образования. Ну, а если возникают сложности, мы имеем право на консультации с учителем в школе, можем посещать курсы и кружки при МГУ. Когда ребенок заинтересован в чем-то по-настоящему, он всегда найдет, где научиться.

А зачем в нее идти?

Василиса Титова, прежде чем отдать своего сына Савелия в школу, тоже задумывалась о семейном обучении:

— Школа — это большая лотерея: не угадаешь, попадется ли тебе учитель, который сумеет влюбить в себя ребенка и мотивировать его учиться. К тому же это достаточно серьезное испытание, особенно для начальной школы: ранний подъем, репрессивные методы — двойки, разделение на плохих и хороших. Но потом я поняла, что моему ребенку нужны жесткие рамки (без них он может учиться только тому, что ему интересно), а роль мамы и учителя — это все-таки разные вещи. К тому же с самого раннего возраста нужно начинать «обтачиваться» — формировать характер, учиться сопротивляться и отстаивать свою точку зрения.

Живя в социуме, взрослый человек применяет в различных ситуациях те модели поведения, которые сформировались в его сознании в раннем возрасте. Этому нельзя обучить на словах, сидя дома. В школе ребенок тренируется соблюдать правила, быть и командиром, и подчиненным, учится публичным выступлениям, отрабатывает социальные роли и модели, подтверждают психологи. При семейном же образовании он привыкает, что все внимание направлено только на него, и, столкнувшись в более старшем возрасте с тем, что в некоторых ситуациях не он является главным, испытывает сильный стресс и растерянность.

ЭКСПЕРТЫ

В чем минусы обучения дома?

Игорь Чапковский,
руководитель Ассоциации родителей «Свободное развитие», г. Москва:

— Преодолев шаблоны, родители попадают в область свободного конструирования образовательной среды. Не нужно расталкивать бедное дитя в семь утра, а можно, поняв его биологические часы, сделать сон естественным. Можно самостоятельно определить, когда эффективнее — в первой или второй половине дня — заниматься спортом, учебой, а когда — искусством. Можно изменить акценты в содержании образования, учитывая склонности ребенка и жизненные установки семьи — это и есть индивидуальный подход.
Но важно не увлечься. Дети порой испытывают давление от чрезмерной опеки мамы, решившей отдать все свое время воспитанию.Это тормозит взросление.

Кому подходит самостоятельное образование?

Татьяна Суханова,
главный специалист комитета по общему образованию администрации г. Томска:

— Только единицы детей способны самоорганизовываться, ставить перед собой долгосрочный и краткосрочный план и двигаться вперед в соответствии с ним. Даже для взрослого это бывает сложно. Такая форма образования приемлема, в основном, для среднего и старшего звена — ребенок может сдать непрофильные предметы за несколько классов и заниматься теми, которые ему наиболее важны и интересны.

Есть масса альтернатив школе!

Татьяна Ковалева,
профессор кафедры педагогики Московского государственного педуниверситета, президент тьюторской ассоциации:

— В современных условиях работодатели все чаще делают ставку не только на базовые знания, но еще и на самостоятельность, ответственность, рефлексивность. Кто будет брать на себя воспитание этих ценностей? Нужно перестать считать школу главным элементом системы образования. Есть множество альтернатив, и не надо цепляться за классно-урочную форму четвертый век подряд — она себя изжила. Современное инновационное образование переходит из школы в семью, в интернет-сообщества и в кружки. У меня много знакомых, которые говорят: «Отдавать ребенка в школу? Да пусть он лучше выспится! А с социализацией у него и так все нормально — он ходит в музыкальную школу и на танцы». У нас дети в начальной школе лучше всех читают и пишут не потому, что уровень образования в школе высокий, а потому что еще живо поколение родителей, бабушек и дедушек, которые читают детям книжки вслух.


Опубликовано в 58 номере от 9 июня 2011 года.

Оставьте свой комментарий


Архив

Цитата

«Мне непонятно, почему некоторые из ваших деревянных домов сохранились в таком плачевном состоянии. Это же такое уникальное явление, в мире их больше нигде нет!». Эмир Кустурица

Из материала

«Вспомнить все»

Проекты

Архив статей

  • 2013
  • 2012
  • 2011
  • 2010