Почему люди тратят деньги на покупку автомобилей, время на обучение вождению, нервы на езду по переполненным улицам? Чтобы везде успеть. А если окажется, что общественный транспорт передвигается быстрее личного? / Ирина Бородина.
В Волгограде, который вытянут на шестьдесят километров, скоростной подземный трамвай позволяет быстро добираться с одного конца города на другой.
Скоростной трамвай постепенно становится реальностью: уже несколько городов России, в том числе наши соседи — Барнаул и Новосибирск — подготовили бизнес-планы и транспортные схемы. В крупных городах трамвай дополняет линии метрополитена, в других развивается на базе существующей трамвайной сети. В Томске скоростной трамвай поможет быстро добраться до Северска и обратно.
В прошлом году впервые прозвучала идея создания в Томске линий скоростного трамвая. Этот трамвай перевозит пассажиров быстрее обычного не только потому, что не попадает в пробки. Он объезжает все перекрестки и проблемные места по мостам, эстакадам и тоннелям. По улицам вдоль его путей проходят ограждения, поэтому его еще иногда называют метротрамваем. За счет отсутствия ненужных остановок его скорость увеличивается в два раза — до 30 км в час.
Благодаря скоростному трамваю движение на Смирновском переезде могло бы стать менее напряженным: часть северчан пересела бы из автобусов в трамваи. А с Иркутского тракта даже в час пик можно было бы за полчаса доехать до аэропорта. Однако пока такой трамвай — просто идея, эскиз на бумаге. Реально ли воплотить ее в жизнь? Может ли в Томске на самом деле появиться скоростной трамвай?
При нажатии откроется полная версия графики:
ХИТ-ПАРАД
На чем доехать быстрее?
Скорость общественного транспорта на городских улицах с учетом остановок и пробок. На выделенных линиях и за городом скорость может увеличиться.
метро — 25-35 км/ч
трамвай — 15-24 км/ч
скоростной трамвай — 24-30 км/ч
автобус — 12-20 км/ч
троллейбус — 12-20 км/ч
Где есть скоростной трамвай?
Новосибирск, Барнаул, Москва, Красноярск и Петербург уже подготовили бизнес-планы и транспортные схемы. В Казани заканчивается строительство кольцевой линии такого трамвая, первые пассажиры поедут на нем через два года. В крупных городах скоростной трамвай дополнит сеть метрополитена, в остальных, где была раньше разветвленная трамвайная сеть, он станет основным видом транспорта.
В Новосибирске трамвай соединит окраины с конечными станциями метро, а в перспективе свяжет два берега Оби по одному из мостов. В Казани кольцевая линия скоростного трамвая соединит друг с другом все отдаленные районы, а в центре будет метро. В каждом районе Барнаула ходит трамвай, но из-за большого количества маршрутных автобусов он стоит в пробках. Власти собираются организовать скоростное движение на базе существующей трамвайной сети: провести реконструкцию старых путей, построить эстакады и тоннели.
В Волгограде расстояние между крайними точками города достигает 60 километров. Из-за этого быстро добраться из одного конца города в другой на автобусе невозможно. Выходом из ситуации стал скоростной подземный трамвай, который прошел под главными улицами Волгограда.
Если в Томске построят линии скоростного трамвая, то его маршруты соединят между собой отдаленные районы. Необходимо будет реконструировать старые участки рельсов, построить эстакады или тоннели на перекрестках. Сделать это в центре города проблематично.
Это один из 46 вагонов в томском трамвайном депо. Срок эксплуатации большинства из них перевалил за двадцать лет вместо положенных шестнадцати. Не считая четырнадцати новых трамваев, купленных в последние годы. Но прежде чем обновлять парк дальше, предстоит решить, каким будет будущий томский трамвай и где он пройдет. Например, планируется, что томский скоростной трамвай будет низкопольным — в него удобно будет заходить мамам с колясками и пожилым людям. / Фото Марии Аникиной.
Где найти средства на трамвай?
Действующие скоростные трамваи есть только в трех городах России: Волгограде, Усть-Илимске и Старом Осколе. Они построены еще в советское время. На новые станции и текущий ремонт города тратят бюджетные средства, поэтому развитие транспорта в них идет медленно. В Волгограде, например, за 25 лет власти смогли построить только три станции.
В Омске, Иркутске, Кемерово и Новокузнецке также были попытки создать скоростной транспорт. В Красноярске 15 лет строили метрополитен на федеральные средства. В 2008 году проект закрыли и четыре недостроенных станции решили засыпать песком. Но потом в построенных тоннелях метро все же решили запустить скоростной трамвай.
Остальные города, в которых существуют проекты скоростного трамвая: Томск, Новосибирск, Липецк, Екатеринбург, Воронеж, Санкт-Петербург, Москва — в дополнение к бюджетным деньгам ищут инвесторов. Четверть средств в рамках партнерства бизнеса и власти может инвестировать в проект Минрегионразвития. Остальные деньги должны прийти от частных инвесторов, городского и областного бюджетов. Однако пока у города нет конкретного проекта, на федеральные средства нельзя рассчитывать. Сначала нужно провести изыскания, исследовать пассажиропотоки, создать транспортную схему и план возврата инвестиций. На это придется тратить бюджетные средства.
Возможные инвесторы у проекта уже есть — Евразийский банк, УК «Лидер» и другие компании. Если соглашение о сотрудничестве будет подписано, то весь следующий год уйдет на разработку детального проекта и строительство скоростного трамвая начнется не ранее 2013 года. Однако нет гарантий, что после многомиллионных подготовительных работ компании не передумают финансировать строительство.
Томский трамвай: настоящее и будущее
По проекту линии скоростного трамвая будут существовать не только сами по себе, их встроят в обычную трамвайную сеть, которую предполагается существенно увеличить.
Возможно, скоростные линии пройдут по улице Большой Подгорной, свернут на переулок Дербышевский и вдоль берега Томи выведут в Северск через Мостовую улицу. Таким образом, скоростной трамвай соединит окраины с центром, Томск и Северск, а его вторая линия —
аэропорт и технико-внедренческую зону.
Кроме того, новые пути обычного трамвая появятся на Каштаке, пр. Комсомольском и Лазо.
При нажатии откроется полная версия графики:
А вдруг построят?
Специалисты московской компании РОЭЛ подготовили для Томска эскиз проекта скоростного трамвая. По мнению экспертов, в первую очередь люди нуждаются в междугородном скоростном транспорте. Ведь ежедневно на работу и учебу в Томск ездят более 20 тысяч северчан. На дорогу они тратят минимум час, а на скоростном трамвае могли бы добраться всего за 15 минут.
Проектировщики предложили несколько вариантов маршрута, способного соединить два города. Возможно, скоростные линии пройдут по улице Большой Подгорной, через территорию поселка ЛПК и через улицу Мостовую выйдут в Северск. Вторая версия маршрута: с улицы Большой Подгорной трамвай может свернуть на переулок Дербышевский и поехать вдоль берега Томи. Потом, так же, как и в первом случае, он поедет в Северск через Мостовую улицу.
Еще одним маршрутом скоростного трамвая москвичи предложили соединить Северск, Томск и аэропорт Богашево. Маршрут примерно такой: трамвай может из Северска заехать в Томскнефтехим, а потом проедет через Иркутский тракт и направится в Богашево.
— Пока все эти маршруты — только варианты, — говорит Михаил Никулин, доцент кафедры электрического транспорта Новосибирского электротехнического института. — Но они достаточно хорошо вписываются в транспортную схему города. Действительно, скоростной трамвай необходимо пустить из Томска в Северск, на Иркутском тракте трамвай актуален, так как район быстро развивается. Однако я не вижу необходимости в скоростном транспорте в сторону Томскнефтехима. Можно обойтись без этого крюка. Вообще, трамвай — транспорт, который может быть как основным, так и подвозящим. Томск, Новосибирск, Барнаул и Красноярск — совершенно разные города, со своими особенностями и транспортными проблемами. Однако скоростной трамвай хорошо вписывается в транспортную схему каждого из них и решает разнообразные проблемы.