Городская газета

Что напишут о Томске немецкие газеты? Впечатления журналистки из Берлина о путешествии по городам России

Просмотры: 1 223

Перед встречей с Владой Колосовой около здания Краеведческого музея знаю лишь то, что она приехала в Россию из Германии, чтобы написать книгу о русских людях, и что в Томске она всего на два дня. / Текст и фото: Екатерина Шестакова.

«Я очень хотела в Сибирь, но о ней не знала вообще ничего. А в путеводителе было написано: «Томск — самый красивый город Сибири, маленький, приветливый, студенческий, приезжайте все». Приехала и не пожалела. Из всех городов, где была, мне Томск после Одессы больше всего понравился.

Влада — русская, родилась и выросла в России. Когда ей было двенадцать лет, ее семья эмигрировала в Германию. Сейчас Владе 24, она только что закончила факультет коммуникации Берлинского университета со степенью бакалавра. С шестнадцати лет она работает журналистом в немецкой газете. Как сама говорит, она — ненастоящий журналист, «на злобу дня» не пишет, ведет разные колонки, описывает хобби. Путешествуя по России, она делает заметки для будущих колонок в газете. То, что здесь происходит, привлекает внимание немцев.

«Водки так никто и не предложил»

— Мои друзья сейчас тоже закончили учебу, поехали в Азию и думают, чем заняться, а я решила поискать свои корни в России, — рассказывает девушка, пока мы гуляем по выставочным залам Краеведческого музея. — Моя будущая книга — авторская. Я не претендую на то, чтобы познать душу русских людей или преподнести публике что-то популистское. Это будет просто книга о том, как я путешествовала по России, и о том, как находила русских друзей. Потому что их у меня раньше не было.

Когда появилась мысль приехать в Россию, Влада мало что знала о стране. При составлении маршрута опиралась на увиденное в детстве или на то, что где-то прочла о городах. Так, в Одессу Владу привели образы из телепередачи «Джентльмен-шоу», в Сочи — детские воспоминания о поездках с родителями, а в Омск — поиск могилы музыканта Егора Летова и представителей субкультуры панков, красочно описанные в путеводителе. Кстати, о нем. Влада долго искала путеводитель по всей стране на русском языке, но так и не нашла. Пришлось пользоваться англоязычным. Влада с иронией отметила, что в нем очень много места отводилось описанию того, как нужно отказываться от русской водки. Водку девушке никто так и не предложил, не обманул и не обокрал, но путешествовать ей все равно было сложно.

— Мы как-то с другом размышляли, что толкает немцев ехать по транссибирской магистрали в поезде так долго — по восемь-девять дней, — делится доводами Влада. — Наверно, они думают, что в поездах — позолоченные подсвечники и сидения, обитые бархатом. Представляют такой романтичный образ поезда. Но, скорее всего, дело в том, что в Европе невозможно долго ехать на поезде — просто некуда.

Самый красивый город Сибири

В Томск Владу привела статья в путеводителе.

— Я очень хотела в Сибирь, но о ней не знала вообще ничего. Думала, здесь только елки растут. А у меня в путеводителе было написано: «Томск — самый красивый город Сибири, маленький, приветливый, студенческий, приезжайте все». Когда была в Сочи, познакомилась там с томичами и подумала, что если в Томске все люди такие открытые и отзывчивые, то мне туда очень нужно съездить. И не пожалела. Из всех городов, где была, мне Томск после Одессы больше всего понравился.

К самому путешествию Влада тщательно готовилась два месяца: слушала курсы по русской истории, смотрела научно-популярные фильмы. Чтобы в книге была какая-то отправная точка, в каждом новом городе Влада решила делать одно и то же: кроме знакомств с людьми, сходить в краеведческий музей и купить магнит. Кстати, в Германии коллекционировать магниты не принято.

Она уже побывала в Санкт-Петербурге, Мурманске, Никеле, Москве, Сочи, Одессе, Севастополе, Симферополе, в деревне Поповка на Казантипе, Омске, Томске. Впереди Иркутск, а потом нужно обратно в Москву. Спрашиваю Владу, не страшно ли ей было уезжать так далеко.

— Это я недоумеваю, почему меня все об этом спрашивают! В Германии рассказываю всем: «Ребята, я еду в Россию», и все тебя одобрительно хлопают по плечу. В Европе так принято. А русские, наоборот, переживают. Но ведь я знаю язык и не понимаю, что вообще со мной может случиться. В России столько всего можно посмотреть! Я пересекла четыре климатические зоны, в море покупалась, в горы поднялась, полярный день и полярную ночь посмотрела на севере. У вас страна огромная, у вас роуминг внутри одной страны!

Чем отличаются русские от европейцев

Влада путешествует с помощью так называемого коучсерфинга: в интернете есть сайты, где можно связаться с людьми того города или страны, куда ты собираешься поехать, и попросить разрешения остановиться у них на несколько дней. В Томске Влада остановилась у студентки Юли.

— Знаешь, русский коучсерфинг очень отличается от европейского. В Европе тебя тоже, конечно, чаем напоят и спать уложат. Но тут не так. Тут меня к бабушкам ведут общаться, ведут на семейные праздники, делятся рассказами о своей жизни. По моим ощущениям, здесь к человеку относятся более радушно. Вот чем мне русские люди очень нравятся.

— А вот в Европе же люди улыбаются и русским тоже кажутся радушными, — спорю я.

— Да, есть такое. Но, по-моему, в любой стране, если человек настырно улыбается прохожим, те подумают, что он ненормальный. Кстати, в Одессе люди постоянно мне улыбались и показывали дорогу, хотя совсем ее не знали, как потом оказывалось, — смеется девушка.

Мы идем по проспекту Ленина, а Влада спрашивает, принято ли у нас разговаривать с соседями в поезде и слишком ли нехорошо, что она не всегда это делала. Спрашивает, как отношусь к Путину и Медведеву, и правда ли, что интернет-СМИ в России более честные и это альтернатива телевидению, как их учат в школе журналистики в Германии.

— Мне тут рассказали, кто такие гопники, — неожиданно вставляет Влада. — Это люди в тренировочных костюмах, которые слушают «приблатненную музыку» — шансон, у которых такие цепочки и они цыкают через зубы, цык-цык. Я буду очень благодарна, если ты поможешь познакомиться с таким человеком! Хочу провести с ним интервью и узнать, в чем идеалы его субкультуры.

Я в недоумении. А Влада объясняет, что ей просто интересно знакомиться с разными людьми, узнавать страну, где она раньше жила, с разных сторон.

Тем временем разговор уходит в сторону параллелей между Россией и Европой. По словам Влады, не все европейские женщины — ярые феминистки, как мы представляем. Редко кто откажется от помощи мужчин, если нужно донести большую сумку или, например, открыть тяжелую дверь. От женщины никто не требует уметь первоклассно готовить и быть хорошей хозяйкой, как у нас, а от мужчины — финансовой поддержки. Если мужчина и женщина идут вместе в ресторан или кафе, каждый платит сам за себя.
Владу удивил отличный от европейского подход к жизни у русских людей.

— В Одессе я жила у девушки-дизайнера, которая делает вещи своими руками, причем из каких-то вещей, то есть занимается переработкой, не тратит деньги на студию и продает изделия через интернет. Это — жизнь на «5+» по европейским меркам. И я такая восторженная хвалю ее, — продолжает девушка, — а она отвечает, что не будет упоминать про «хэндмэйд». Поскольку переработанные вещи в Росси и Украине — синоним бедности. Это для меня странно. В Европе символ социального статуса — большое количество свободного времени, когда ты можешь варить варенье, ехать куда-то именно на велосипеде, выращивать что-то на огороде. И ты все это показываешь другим. А в России это, наоборот, говорит о низком социальном статусе.

За время путешествия Влада выучила много просторечий, а сленговые слова записывает в специальную книгу. Говорит, что ей очень понравилось, как звучат, спрягаются и склоняются слова, которые у нас считаются нецензурными. А также признается, что уже коллекционирует русские выражения про уши, поскольку их очень много.

— У нас дома закон — говорить только на русском языке. Как раз подрастает моя маленькая сестра, и русскую речь она может услышать только дома. Когда у меня будут дети, я хочу их назвать русскими именами… Знаешь, когда мы только переехали, — продолжает Влада после паузы, — быть «русским» было сложно. А вот когда я пошла учиться в университет, ситуация резко изменилась. Например, на дискотеках показываешь паспорт, и все восторгаются, что ты русский. Я горжусь этим.

Влада еще пока не решила, чем конкретно будет заниматься после приезда в Германию и написания книги о своих приключениях. Но говорит, что хочет еще как-нибудь посетить Россию, проехать по транссибирской магистрали, встретить Новый год в поезде, познакомиться с новыми людьми. Ведь наша страна — очень разная и непохожая ни на кого.
— Ты так и напиши, что я говорю: не бойтесь путешествовать по России!


Опубликовано в 64 номере от 15 сентября 2011 года.

Оставьте свой комментарий


Архив

Цитата

«Мне непонятно, почему некоторые из ваших деревянных домов сохранились в таком плачевном состоянии. Это же такое уникальное явление, в мире их больше нигде нет!». Эмир Кустурица

Из материала

«Вспомнить все»

Проекты

Архив статей

  • 2013
  • 2012
  • 2011
  • 2010