Городская газета

Что сказать студенту? «Два капуччино, пожалуйста» Пятеро томских студентов-официантов о себе и о своей работе

Просмотры: 2 365

Почему студенты идут работать официантами? Едят ли сами официанты то, что они приносят посетителям? Дают ли они чаевые? Как они относятся к своим клиентам на самом деле? Об этом мы решили узнать у самих сотрудников томских кафе. / Текст и фото: Зарина Азизбаева.

«Широко улыбаться — глупо»

Анастасия Гусейнова, студентка Томского института бизнеса, работает официантом больше года:

— Работать официантом стала, потому что мне было интересно общаться с людьми. Раньше коллектив был замечательный, гости адекватные, и я на работу с удовольствием шла. Сейчас многие уволились, клиенты зачастую неприятные приходят, и к работе по-другому относишься. Бывало, проревешься, а тебе к гостям выходить надо. Сдерживаешь себя, общаешься нейтрально.

Начальство говорит: «Улыбайтесь!», а я не могу широко улыбаться незнакомым людям, это глупо выглядит. Хотя есть люди, у которых энергетика положительная, к ним подходишь,
и улыбка сама появляется.

А есть люди, с кем рядом невозможно улыбаться, ты себе не простишь, если такому человеку улыбнешься.

Приятно, когда люди с пониманием относятся к твоей работе. Ты один официант на одиннадцать столиков, тебе нужно кофе приготовить, забрать горячее, принести, чтобы оно не остыло. С извинениями подбегаешь к клиенту, а он говорит: «Все нормально, не переживайте! Как вы только справляетесь!».

Думаю уходить с работы. Раньше держал коллектив, сейчас — официальное трудоустройство, социальный пакет, зарплата. Не знаю, что делать. Разум говорит: уходить надо, работа безжалостная.

«Могу внушить свое мнение посетителю»

Анна Мамычева, студентка факультета инновационных технологий ТГУ, работает официантом больше полугода:

— Люди, которые работают в сфере обслуживания, прежде всего, должны быть хорошими психологами, чтобы находить общий язык с разными посетителями. Есть тихони, жаловаться не будут, но если им что-то не понравится, они пойдут к администратору за книгой жалоб. Есть такой тип гостей, как «рубаха-парень», которого всегда все устраивает. Есть въедливые посетители, будут докапываться до мелочей.

Официанты должны уметь выйти из любой ситуации, решать конфликты, внушать свое мнение, если это необходимо. Например, я могу внушить человеку, что блюдо не должно быть таким, как думает он. Гаспачо — холодный помидорный суп, бывало, пересаливали. Когда посетитель говорил мне об этом, я убеждала: «Да Вы что! Ну, это же гаспачо — остро-соленый суп, так и должно быть!» И мне верили.

Те, кто считают, что работать официантом унизительно, просто не знают, что это такое. Я могла бы работать сисадмином, сидеть весь день за монитором, настраивая локальную сеть, но мне интереснее общаться с людьми, развивать речь, коммуникативность.

У меня есть маска: когда захожу в зал, надеваю улыбку до ушей, выхожу — снимаю.

«Мечтаю о ресторанном бизнесе»

Екатерина Волкова, студентка философского факультета ТГУ, работает официантом три месяца:

— Сейчас посетители проще относятся к персоналу, но еще встречаются люди, кто указывает на статус: «Я посетитель», «Ты персонал». Чаще с тобой беседуют на равных, улыбаются, и ты улыбаешься не потому, что так надо, а потому, что тебе приятно.

Работа официантом — это всегда общение, даже если ты просто принес заказ и тебя поблагодарили.

Я в одном сериале слышала фразу: «Не стоит бесить людей, которые имеют доступ к вашей еде». Жестоко, но правильно. Всем людям нужно об этом помнить!

Одни считают, что официант и так делает свою работу, другие все понимают и оставляют чаевые. Это зависит от культуры людей.

А в самом идеальном будущем, когда я буду довольной жизнью матерью трех взрослых детей, я хотела бы иметь свой ресторанчик. Эта мечта возникла еще до работы, а теперь она только окрепла.

«Неуклюжему человеку будет сложно работать официантом»

Илья Новопашин, студент юридического факультета ТГУ, работает официантом три месяца:

— Когда человек только учится ходить с разносом, он может пролить на клиента кружку пива. Это нельзя назвать нормой. В таком случае мы постараемся компенсировать нанесенный гостю ущерб. Если человек не выпил пиво, но оно осталось на нем, естественно, он не будет за него платить. Кафе может оплатить такси до дома, чтобы клиент не ходил мокрым по улице, или оплатить стирку вещей в химчистке.

Если говорить о неписаных правилах, у нас не принято приходить в свое кафе в качестве клиента. Конечно, тебя не выгонят, но мне самому было бы некомфортно в такой ситуации. Это правило все соблюдают.

У меня не возникает неловкости, если знакомые приходят поесть. Они в общей массе студенты, поэтому понимают, кто, чем и с какой целью занимается. И я не вижу ничего унизительного в профессии официанта, чтобы комплексовать перед ними.

Я люблю движение, активность, сверхъестественно заполненные залы, когда нужно держать в голове много информации, быть очень быстрым и не совершать лишних движений — это поднимает мне настроение!

Неуклюжему человеку будет сложно работать официантом. Будут штрафы, выговоры, замечания… Я бы не смог терпеть такое психологическое давление и неудачи изо дня в день. У меня нет проблем с координацией движений, я раньше занимался настольным теннисом, баскетболом. В этой работе очень важна выносливость — нелегко провести 12-часовую смену на ногах.

«Мой первый чай был десять рублей!»

Сэсэг Дашиева, студентка биологического института ТГУ, работает официантом больше года:

— Официантом я стала случайно. Шли с подругами в кино и рассуждали, почему бы нам не пойти работать. Зашли в несколько кафе, и в тот же день все трое устроились. Кино мы тогда так и не посмотрели, а со следующего дня я начала работать.

Раньше думала, что никогда не пойду работать официанткой, сейчас понимаю, что в этом нет ничего зазорного, работа есть работа. Правда, первое время я скрывала от родителей, что работаю. Когда стала просить высылать мне меньше денег, чем раньше, мама спросила, в чем дело, и я ей призналась. Единственным условием родителей было, чтобы работа не мешала учебе. После первого семестра, который я закрыла без проблем, они сказали: «Работай сколько хочешь».

Мне проще тратить на развлечения деньги, которые я зарабатываю, а на еду и одежду мама высылает. Летом, когда приехала к родителям на отдых, вообще не брала денег, сама съездила на Байкал. Естественно, им это понравилось.

Друзья, как только узнали, что я работаю, стали чаще заходить. Оставляют чаевые, я им говорю: «Не надо!», а они не слушают.

Иногда мне кажется, может быть, это мое призвание — работать официантом: я очень люблю общаться с гостями, с удовольствием к ним подхожу, улыбаюсь, здороваюсь, помогаю выбрать блюдо.

Когда только начала работать, даже не думала, что посетители могут оставлять чаевые. Наверное, была еще маленькая, не бывала в местах, где это принято. Мой первый чай был десять рублей, но это был такой стимул!

Сейчас я получаю второе высшее образование и мечтаю, что третье будет связано с ресторанным бизнесом.

ДЕТАЛИ

Что едят официанты?

Как правило, повара готовят чуть менее изысканную еду для всего рабочего коллектива либо персонал заведения ест бизнес-ланчи, если они остаются.

Оставляют ли официанты чаевые?

Чаевые, которые получают официанты, превышают размер официальной зарплаты в несколько раз, поэтому проработав какое-то время, ребята стали обращать внимание на то, сколько чаевых они могут оставить официанту кафе, когда они сами отдыхают.

«Раньше я не следила, оставляем мы чаевые или нет. Кто-то другой это решал. Сейчас я обращаю на это внимание, думаю, сколько могу оставить», — говорит Екатерина Волкова.

«Когда официанты ходят в кафе отдыхать, они, как правило, оставляют на чай. Это можно отнести к проявлению профессиональной этики», — говорит Илья Новопашин.


Опубликовано в 67 номере от 3 ноября 2011 года.

Оставьте свой комментарий


Архив

Цитата

«Мне непонятно, почему некоторые из ваших деревянных домов сохранились в таком плачевном состоянии. Это же такое уникальное явление, в мире их больше нигде нет!». Эмир Кустурица

Из материала

«Вспомнить все»

Проекты

Архив статей

  • 2013
  • 2012
  • 2011
  • 2010