Городская газета

Он не видит препятствий Возможно, поэтому массажист Александр Киреев не теряет надежду снова обрести зрение

Просмотры: 1 509

— Некоторые незрячие говорят, что восстановление зрения — не самая сокровенная мечта в жизни, — говорит Александр Киреев, потерявший зрение в пятнадцать лет. — Мне кажется, они лукавят. Для меня — самая. / Фото Алены Кардаш. Текст: Евгений Пахомов.

В пятнадцать лет Александр получил травму. Он возился с техникой, что-то разбирал… Внезапно — взрыв, больница, полная потеря зрения. Несколько операций, которые не дали никаких результатов.

Вопрос «как с этим жить?» Александр задавал себе не раз. Родители поддерживали его, он нашел в себе силы жить дальше. Но учиться этому пришлось заново.
Он отправился в Бийск, в ШВТС, школу восстановления трудоспособности слепых.

Это специальное учебное заведение, где инвалидов по зрению учат жизненно необходимым навыкам: писать и читать, готовить еду и самостоятельно передвигаться по городу. Психологи и педагоги помогают окончательно преодолеть глубокую депрессию и настроиться на полноценную жизнь.

Александру предстояло вернуть уверенность в себе. Немалую роль в этом сыграла физическая подготовка.

Как тренируются слепые?

Прежде всего, им нужен великолепный вестибулярный аппарат, который помогает уверенно передвигаться. Зрячий повсюду видит ориентиры, которые подсказывают ему, где верх, где низ, где горизонт, насколько прямо он стоит и куда идет. Лиши его видимых подсказок, и он будет передвигаться, как пьяный.

Слепой же лишен зримых ориентиров вовсе, ему нужно чувствовать пространство. Александру пришлось выполнять множество упражнений, например, делать зарядку, стоя на мягком, набитом ватой шаре… Не самая удобная опора.

Упражнения на развитие слуха, в свою очередь, помогли научиться ориентироваться по звукам.

— Когда я приехал домой, мы с братом решили поиграть в снежки, — рассказывает Александр. — Брат все удивлялся, как это я без промаха попадал в него. А все дело было в том, что болоньевая куртка шуршала, и я на слух определял, где он находился.

Знания, полученные в бийской школе, Александр использовал, естественно, не только для игры в снежки. Оказалось, что городская среда для него — настоящая проверка на прочность. Рекламные щиты, столбы, ветки, открытые люки колодцев и даже кузовы автомобилей — для незрячих людей это серьезные препятствия.

— Тросточка попадает под кузов, а ты бьешься лбом об автомобиль. Это происходит достаточно часто, — говорит Александр. — Когда тросточка попадает в колодец, испытываешь неприятные ощущения. Трость словно проваливается в глубину, в пропасть. Понимаешь, что это сливной колодец. Думаешь: «Ну ладно, сливной колодец. Значит, он тут есть. Запомню».

Жизнь не в одиночку

Запомнит не только для себя, но и для других. Общество слепых, членом которого является Александр, основывается на взаимопомощи и выручке ближних. Набрел на открытый колодец? Сообщи властям и членам общества. Первым — чтобы предотвратили опасность, вторым — чтобы не пострадали от чужой халатности.

В Томском филиале общества слепых Александр занимается технической реабилитацией. Он испытывает на себе и рассказывает об электронной технике, которая упрощает жизнь незрячим людям.

— Вот вы пользуетесь диктофоном, — обращается ко мне Александр, — у вас вся информация отображается на экране. А наши устройства, тифлофлэшплееры, всю информацию выводят в речевом диапазоне. Все, что написано на экране, озвучивается. Я рассказываю, какое устройство лучше выбрать, чтобы инвалидам по зрению была доступна информация.

Мечты без лукавства

Но основная его работа — в медицине, его специальность — лечебный массаж, которым он занимается более двадцати лет. Получить эту квалификацию, по его словам, помогло только участие близких, которые поверили в него. Совмещать учебу в медицинском колледже с подработкой было крайне тяжело. Представьте, после работы нужно отправляться на лекции, слушать их и записывать на диктофон, а вечером этого же дня слушать лекции вновь: перечитать их Александр не мог.

— Мне еще много нужно сделать, — говорит Александр. — Да, я человек с ограниченными возможностями, но не беспомощный. Я освоил компьютер с использованием голосовой программы, пользуюсь интернетом. Теперь хочу выучить иностранный язык. А после — съездить за рубеж, погрузиться в другую культуру, повидать мир…

— Некоторые незрячие говорят, что восстановление зрения — не самая сокровенная мечта в жизни, — продолжает он. — Мне кажется, они лукавят. Для меня — самая. Я изучаю информацию в интернете и понимаю, что надежды на восстановление зрения с каждым годом все больше. Я надеюсь, что когда-нибудь снова буду видеть.

Мир наощупь

Мы сидим в массажном кабинете Александра Киреева. Передо мной человек, жизнь которого, несмотря на слепоту, сложилась.

— Я понимаю, что не всем незрячим удается реализовать себя после такой травмы, — говорит он. — Но я уверен, многим можно помочь выбраться из депрессии. Нужна поддержка близких, врачей, психологов. И тогда человек переосмыслит свое положение. Некоторые незрячие с помощью голосовой программы для компьютера и интернета обретают новую жизнь. Некоторые находят себе работу и непрестанно занимаются ею…

В кабинет заходит пациентка.

— Обязательно расскажите, что он лучший массажист в городе, — просит она. — Я правду говорю.

Они перебрасываются парой фраз. Перед тем как скрыться за ширмой, Александр говорит:

— Хотите узнать, каково это — быть незрячим? Ну, попробуйте провести целый день с закрытыми глазами.

Возвращаюсь домой. Закрываю глаза. «Нужно попробовать, — твержу сам себе. — Пускай не целый день, но хоть сколько-нибудь». Поднимаюсь со стула, машинально расставляю руки в стороны, после опускаю их (это нечестно, как мне кажется). Иду. Медленно, шажками, чтобы не сбить что-нибудь. Сначала кажется, что ничего сложного. Квартиру знаю, где что лежит — помню. Но спустя несколько минут ощущаю несоответствие того, где я должен находиться, и того, где я нахожусь в действительности. Блуждаю в трех соснах. И лишь столкновения с предметами помогают понять, где я. Через двадцать минут привыкаю, чувствую себя увереннее, передвигаюсь не шажками, а шагами. Да, все в порядке! Полный контроль. Нога цепляется за что-то, и… я падаю.


Опубликовано в 76 номере от 29 марта 2012 года.

Оставьте свой комментарий


Архив

Цитата

«Мне непонятно, почему некоторые из ваших деревянных домов сохранились в таком плачевном состоянии. Это же такое уникальное явление, в мире их больше нигде нет!». Эмир Кустурица

Из материала

«Вспомнить все»

Проекты

Архив статей

  • 2013
  • 2012
  • 2011
  • 2010