Городская газета

Цвет имеет значение Нужна ли городу своя цветовая палитра?

Просмотры: 3 063

Все знают, что зеленый или голубой успокаивают, а обилие фиолетового цвета может стать причиной депрессии. Но это относится не только к нашим домам, но и к городам. Какого цвета, например, Лондон или Париж? Какой цвет стал главным в городах Черногории? И есть ли свой цвет у Томска? // Анна Котова.

Здание Губернской аптеки уже никогда не обретет своего изначального цвета. Доподлинно установить, как оно было выкрашено согласно проекту, к сожалению, невозможно. Поэтому нынешний цвет фасада специалисты по колористике выбирали так, чтобы подчеркнуть архитектурный стиль здания и вписать его в существующую застройку. / Фото Валентины Борисенко.

Цвет зданий — столь же важный элемент городского комфорта, как наличие скамеек, урн, зон отдыха и даже чистых и отремонтированных подъездов.

— Только в красивом городе найдутся силы сделать его комфортным, — убежден Сергей Градировский, специалист по развитию городской среды, председатель Общественного совета Минздравсоцразвития России. — Только так и рождается город. Если бы наши предки вместо строительства нового храма, оперного театра или колизея выбирали только латание крыш, заборов и канав, у нас бы не было той архитектуры, ради которой мы сегодня преодолеваем тысячи километров.

Цвет многих городов мира предопределен: любой, кто строит, реконструирует или приводит в порядок фасад, обязан вписать свои решения в определенную цветовую гамму. Цветовое решение улиц может дать совершенно потрясающий эффект при минимальных затратах.

Например, города Черногории очень красивы, это достигается соблюдением всего трех правил: крыши могут быть только черепичные и красные, стены должны быть из местного камня, и обязательно должны быть деревянные ставни. В результате Черногорию сегодня называют «страной красных крыш».

Как император Александр I Томск красил

Томск на протяжении столетий застраивался довольно хаотично, и о цвете фасадов зданий никто не задумывался.

Пока в дело не вмешался Александр I, вернувшийся из победоносного турне по Европе. Чтобы навести «колористический порядок» в империи, в 1816 году император Александр I издал указ, в котором запретил красить как частные, так и казенные здания «грубою» краской: «Запрещается пестрить домы и всякое строение краскою. Вообще дозволяется красить оные следующими только цветами: белым, палевым, бланжевым, бледно-желтым, светло-серым, диким, бледно-розовым и сибиркою с большою примесью белой краски, а каменные могут быть и выбеленные». 4 сентября 1816 года Комиссия для строений постановила известить обывателей о запрещении при окраске домов, лавок, заборов и всякого наружного строения зеленых, красных, вишневых, темно-диких, голубых и тому подобных колеров.

Образцы рекомендованных цветов рассылались по всей стране на специальных «дощечках» или приводились в альбомах «апробированных» фасадов. В них, например, даже приводились примеры выкраски отдельных элементов зданий: цоколи следовало красить в серые цвета, стены — в светлые оттенки желтого, зеленого или синего. Такую «дощечку» в 1820 году получил и Томск.

Конечно, соблюдали «царскую палитру» прежде всего в отношении крупных казенных и жилых зданий. Но управиться с многочисленными частными застройщиками и владельцами усадеб не представлялось никакой возможности. Как, впрочем, и сегодня.


Цветная история: Губернская аптека
Здание было построено в 1906 году по проекту архитектора Константина Лыгина, автора проектов Дворца бракосочетаний, Думского (ныне Каменного) моста и многих других. Здание строилось специально для размещения в нем аптекарского магазина петербургского торгового дома «Штоль и Шмидт». И сегодня это одно из двух зданий этой компании, сохранившихся в России. Причем, архитектор продумывал не только внешнее убранство аптеки, но и внутреннее устройство: где и как будут стоять витрины и шкафчики с лекарствами.

Доподлинно восстановить, в какой цвет было выкрашено здание согласно проекту, к сожалению, уже невозможно. Кроме того, были утрачены и некоторые декоративные элементы здания. Например, на крыше и балконах, расположенных с торцов. За всю свою историю здание было перекрашено уже пять раз. Очередная, шестая смена цвета Губернской аптеки происходит в настоящее время уже под руководством специалистов, разрабатывающих концепцию архитектурной колористики Томска.

Как город потерял свой цвет

Цветовая палитра провинциальных городов России не отличалась большим разнообразием. Русские классики с иронией описывали унылое однообразие архитектуры и цвета. Такое положение было обусловлено «уложениями», скудным набором красок, а по большей части извечными экономическими проблемами.

Восстановить историческую палитру Томска очень сложно. Бурные события ХХ века уничтожили не только сами «цветоносители» — храмы и исторические здания, но и документы, проекты, которые подтвердили бы ее подлинность. Цвет города своеобразно отражал его историю, периоды социально-экономического спада и бурного развития.

В 20–30-е годы ХХ века город сохранял историческую палитру, но уже пожухшую из-за отсутствия ремонта. Потом большинство фасадов просто белили. Цветовое разно­образие внесла новая застройка 50-х годов в стиле «советского академизма». Она отличалась серостью силикатного кирпича и яркими цветами панельных новостроек, окрашенных по «образцовым» типовым альбомам. В 70-х годах центр города активно ремонтировался, но большая часть зданий была окрашена в зеленый цвет, который был наиболее доступен. С 1978 года «Сектор эстетики города», при управлении главного архитектора города, стал выдавать паспорта на окраску зданий. Постепенно палитра центральной части стала приобретать, если не исторические, то характерные стилевые черты. Впрочем, и тогда набор цветов был ограничен.

Сегодня красок — великое разнообразие, как по цвету, так и по стоимости. Что тоже в большинстве случаев не идет на пользу облику города.

— С одной стороны, городская среда сегодня скорее напоминает цветовой хаос. В палитре используются активные, яркие, порой несочетающиеся цвета (синий, красный, зеленый). Это «дробит» застройку, нарушает ее целостность, — рассуждает Сергей Худяков, председатель правления томского регионального отделения Союза архитекторов России. — С другой стороны, город объединяет в себе разные эпохи, архитектурные стили, разные народы со своей культурой и традициями. Возможно, в этом и заключается его изюминка.

У города появятся собственные цвета

Концепции архитектурной колористики пока нет ни в одном городе нашей страны, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга. Где-то, например, в Иркутске и Новосибирске, она пока только разрабатывается. Даже в Москве такая концепция появилась лишь в начале двухтысячных. Теперь она является одним из разделов генерального плана города Москвы. В этом году собственная цветовая концепция появилась и в Калининграде, ее уже одобрил местный градостроительный совет. Авторы проекта разделили город на несколько зон: историческая, послевоенная и современная застройка. Для каждой архитектурной зоны разработали свою палитру, которая определит, в какой цвет красить здание при ремонте или строительстве.

Идея создать такую концепцию в Томске возникла в 2008 году, и в настоящее время идет ее разработка. Проектом занимается томская архитектурная студия «АрхНуво».

— Задача — создать в Томске комфортную среду обитания с эстетической точки зрения, — объясняет Николай Рыбаков, руководитель студии «АрхНуво», автор концепции. — Чтобы окружающая архитектура не раздражала глаз горожанина или приезжего. Стержнем колорита станут исторические здания с сочетаниями цветов, характерными для каждого архитектурного стиля. Нужно избавиться от царящего ныне цветового хаоса. К этому и призвана архитектурная колористика. Сегодня ряд зданий неплохо отремонтированы, но их соседство с запущенными сводит на нет все усилия, город кажется неухоженным. Как бы сложно ни было, необходимо ремонтировать комплексно, если не целый квартал, то хотя бы несколько соседних зданий в одно время. Результатом работы должна стать особая томская палитра — набор рекомендованных именно для нашего города цветов.

Насколько большим он будет? Например, палитра, разработанная для итальянского города Турина, состоит из ста семи цветов. Учитывая, что центр Томска имеет и современные здания, палитра будет более широкая, но ограниченная мягкими, пастельными цветами.

Станет ли колористика законом для Томска?

Немецкий архитектор и основоположник городской колористики Бруно Таут говорил: «Дом принадлежит собственнику, а его фасад — городскому пространству».

— Но сегодня в России каждый собственник может покрасить свой дом в любой цвет, и нет законов, которые запретили бы ему это сделать, — говорит Юлия Зубарева, руководитель отдела дизайна проектной организации «Град-Со», разработавшей цветовую концепцию Калининграда. — Чтобы колористика реально начала работать, нужны соответствующие законы, причем принятые на федеральном уровне.

В 2008 году в Томске утвердили «Правила содержания и ремонта фасадов зданий и сооружений». Согласно им, перед покраской фасада нужно получить согласование комитета городского дизайна и рекламы. Там решение принимают исходя из того, будет ли выбранный цвет гармонировать с цветом близлежащих фасадов. То есть решение — более чем субъективно.

— Концепция станет документом, на основании которого будет легче принимать решения, — поясняет Андрей Алексеев, председатель комитета городского дизайна и рекламы, главный дизайнер города.

— Чтобы заставить собственника красить фасад своего здания и размещать на нем рекламу в соответствующих тонах, его нужно мотивировать, — говорит Сергей Миллер, президент ГИС-Ассоциации, специалист по территориальному развитию (Москва). — Нужно, чтобы собственник понимал, что он внешним видом своего здания что-то говорит людям. Его надо убедить, чтобы он не был попугаем. Чтобы выделялся, но при этом не выбивался из городской среды.
А воспитание эстетического вкуса — это сложное дело.

ДЕТАЛИ

Какого цвета должен быть Томск?

Для восстановления исторического цвета здания есть несколько путей. Первый — это изучение фотографий, рисунков, открыток, свидетельств архитекторов и их зарисовок. Но чтобы максимально достоверно выяснить, какого цвета изначально было то или иное здание, нужно иметь документы: проекты и счета. Многие из них не сохранились. На этот случай существует второй путь — соскабливание слоев краски до самого первого. При помощи этого метода удалось выяснить, например, что Дворец бракосочетаний, расположенный на проспекте Ленина, никогда не был выкрашен в сине-серые цвета, в которые он выкрашен сейчас. Исторический цвет этого здания — это оттенки желтого.

Опубликовано в 83 номере от 13 июля 2012 года.


Комментарии

Очень интересный материал «Цвет имеет значение» о колористике городов. Радует, что Томск не отстает от Европы и эта тема включена в развитие города. А то так грустно, когда проезжаешь в районе центрального рынка по пр.Ленина, думаешь-в какой табор попал? И где это я? Спасибо за интересные данные о Губернской аптеке, Дворце Бракосочетания. Думаю, многие томичи почерпнули много интересного из статьи. Не все же ездят на экскурсии по родному городу, а о таких нюансах и не задумывались.

Татьяна, большое спасибо за Ваш отзыв! 🙂

Оставьте свой комментарий


Архив

Цитата

«Мне непонятно, почему некоторые из ваших деревянных домов сохранились в таком плачевном состоянии. Это же такое уникальное явление, в мире их больше нигде нет!». Эмир Кустурица

Из материала

«Вспомнить все»

Проекты

Архив статей

  • 2013
  • 2012
  • 2011
  • 2010