Городская газета

Кто в доме хозяин? Как герои реалити-шоу «Стать управдомом за 180 дней» заставили управляющую компанию работать на жильцов

Просмотры: 1 392

На протяжении шести месяцев больше тридцати человек в разных районах города изучали планы и отчеты управляющей компании, писали запросы в контролирующие инстанции, собирали соседей на общедомовые собрания и пересматривали тарифы. Двоим из них удалось преодолеть все препятствия и создать домовой комитет, который способен защитить интересы жителей и заставить управляющую компанию реально работать. // Алексай Филимонов.

За три года в редакции «Городской газеты» скопилось множество писем читателей о взаимоотношениях с управляющими компаниями. Многие из них легли в основу наших публикаций, в которых мы вместе с томичами пытались разобраться в проблемах, привлекали к решению различных экспертов, изучали законодательство.

Чем больше мы разбирались в теме управления собственным домом, тем больше понимали: на практике все зависит от того, есть ли в доме хозяин. Если среди жителей есть инициативные люди, готовые спорить с управляющей компанией и тратить свое время и силы на изучение актов и смет, порядок в доме будет. Но обычно таким жителям не хватает практических знаний и понимания, с чего начать и в какую сторону двигаться.

Так мы пришли к идее нашего реалити-шоу: в течение шести месяцев мы публикуем двенадцать домашних заданий, которые поэтапно помогут инициа­тивным жильцам создать домовой комитет, привести в порядок финансовое и хозяйственное состояние дома.

Первые задания были достаточно простыми — выявить, есть ли в доме «посторонние»: интернет-провайдеры, арендаторы помещений, рекламные фирмы, использующие общедомовую собственность как рекламный носитель. Затем будущие управдомы с пристрастием изучали отчеты своей управляющей компании, договор на обслуживание, проверяли обоснованность тарифа на ремонт и содержание своего дома. Для выполнения заданий участникам пришлось знакомиться с соседями и искать среди них тех, кто способен помочь в управлении домом, — бухгалтеров, юристов, инженеров.

Первоначально в конкурсе приняли участие больше тридцати человек, но выполнить задания удалось далеко не всем. Самыми сложными оказались проверка смет управляющей компании и работа с соседями. Будущие домкомы сетовали на безразличие жителей и недостаток опыта при проверке финансовых смет УК.

Спустя два месяца после начала нашего конкурса будущие управдомы неожиданно для себя стали участниками военных действий, которые объявили им управляющие компании города. После публикаций в нашей газете, где они рассказали о своих попытках осмотреть собственное имущество и проверить траты собственных средств, все они столкнулись с одинаковой реакцией руководства управляющих компаний. Им стали угрожать. Угрожать судебными исками и порчей общедомового имущества. Последовали запугивания и провокации.

Еще через месяц — новые проблемы. Выполняя задания, участники стали обращаться с жалобами в Жилищную инспекцию и прокуратуру, рассчитывая на содействие контролирующих органов. Но помощи не получили.

Среди участников конкурса были инициативные жители, которые в одиночку смогли снизить тариф управляющей компании, пересчитать сметы, заставить УК заключить договора с интернет-провайдерами и направить эту плату на нужды дома. Но… так и не нашли поддержки у своих соседей.

В итоге до финала конкурса дошло только двое человек, которые смогли выполнить все двенадцать заданий, а главное — создать настоящий домовой комитет, реально работающий в интересах жителей.


«Мы просто хотели, чтобы было чисто…»

Галина Конных,
председатель совета дома по пр. Фрунзе, 77Б:

— Начиналось все просто: мы хотели, чтобы в подъезде стало чисто. За это и стали бороться со своей управляющей компанией «Центральная». Потому что нам просто было стыдно. Во-первых, перед нашими гостями, которые заходили в неухоженный, грязный подъезд. Во-вторых, перед самими собой за то, что не можем никак повлиять на ситуацию, кроме как выйти на площадки с веником и тряпкой. Но ведь за уборку мы платили!

Сначала выражали недовольство в подъезде и во дворе, потом начали объединяться. Сначала с соседями на лестничной площадке, потом всем подъездом. Так и до домового комитета дошли.

Не могу сказать, что одно задание было сложнее другого. Они все невыполнимы, если сидеть и ничего не делать. Особенно сложно нам было при утверждении нового договора с управляющей компанией. Пошла по соседям, нашла среди них юристов, и только тогда дело сдвинулось с мертвой точки. Теперь у нас новый договор, где учтены интересы всех: УК зарабатывает, мы комфортно живем. Нам удалось не только выполнить все задания, мы добились того, что УК заключила с нами новый договор и приняла наш план работ. Кроме того, мы выявили на счету дома 700 тысяч рублей и снизили тариф на обслуживание с двадцати до одиннадцати рублей. Понимаю, почему многие участники сошли с дистанции: сложно найти общий язык с целым домом, сплотить соседей. Я подошла к этому вопросу творчески. На Новый год устроила лотерею для наших жильцов. Призы по специальному списку готовила каждая квартира. Ровно в 0.30 все вышли во двор, и мы разыграли лотерею. Соседи дарили подарки друг другу, было весело, заодно многие познакомились и вместе продолжали праздник. Потом общаться стало гораздо легче.

Благодаря конкурсу у меня появился своеобразный план мероприятий, что и когда нужно сделать. Было полезно проходить каждый этап. К тому же в газете публикуется много практических рекомендаций, что и как нужно делать.


«Теперь мы сами решаем, что необходимо дому»

Елена Валынка,
председатель совета дома по ул. Партизанской, 4/1:

— Собственникам пора уже вый­ти из своей квартиры и осмотреться вокруг, нельзя не обращать внимания на свой дом: ни одна проблема не начнет решаться сама собой, без инициативы жителей.

Сегодня работа нашего Совета дома расписана по месяцам. Хотя еще совсем недавно никто даже и не думал брать все в свои руки. Но в один момент жителям надоело звонить в управляющую компанию, уговаривать и жаловаться. И вот теперь наш дом — это отлаженный механизм. Новые лифты, благоустроенный двор, ухоженные лестничные клетки. Каждый сосед знает, куда идут деньги, сколько стоили те или иные работы.

Теперь мы точно знаем, где нас обманывают, где начисляют больше, чем надо. После того как находили ошибки в отчетах компании, получалось пересматривать сметы. Научились обнаруживать приписки. Тарифы мы не пересматривали, но вот экономия после проверок получается. А это деньги на счете дома. Так получилось поставить новые лифты: оказалось, что по строке «капитальный ремонт» есть накопления и дополнительных средств на софинансирование не надо.

Мне помогло то, что я когда-то была городским депутатом. Люди меня знали, верили. Так и сформировался домовой комитет. Просто всем нужно рассказывать, расписывать практически каждый свой шаг по работе на дому. Так большинство соседей тоже включается в работу, предлагают помощь.

Сложнее взаимодействовать с управляющей компанией: иногда создается впечатление, что разговариваешь со стеной. Доходила до директора, требовала, и через «не хочу» экономистам и сметчикам приходилось предоставлять мне необходимые документы.

Хорошо, что в «Городской газете» постоянно поднимается проблема управления многоквартирными домами. Пока люди «выйдут из сумрака» неведения и незнания, пройдет много времени. Но инициативные жители, опираясь на ваши материалы, начинают разбираться и действовать.


Опубликовано в 84 номере от 11 августа 2012 года.


Комментарии

Не забывайте что содержание жилья входит содержание дач и построек жилья директоров ЖКХ.

Оставьте свой комментарий


Архив

Цитата

«Мне непонятно, почему некоторые из ваших деревянных домов сохранились в таком плачевном состоянии. Это же такое уникальное явление, в мире их больше нигде нет!». Эмир Кустурица

Из материала

«Вспомнить все»

Проекты

Архив статей

  • 2013
  • 2012
  • 2011
  • 2010