Городская газета

Промышленность на север, жизнь – через реку Каким будет Томск, когда освоит оба берега Томи?

Просмотры: 1 284

Третий десяток лет город планирует освоение левого берега Томи. Сегодня, со строительством левобережной дороги, эти планы превращаются в реальность, позволяют принимать уже конкретные точные стратегические решения. И задавать конкретные вопросы. Когда мы начнем считать территорию за рекой частью города? Что там будет находиться? Как будут жить люди, которые решат перебраться на Левобережье? Об этом мы говорим с главным архитектором Томска, начальником городского департамента архитектуры и градостроительства Владимиром Кореневым. // Анна Федорова.

Фото Максима Кузьмина

Зачем городу шагать через реку

— Осваивать новые территории всегда затратно: необходимо строить дороги, прокладывать водопровод, электросети. Почему Томск не может расти на правом берегу, где все это уже есть?

— Расширять городскую территорию только в одном направлении, вдоль берега — нерационально. Например, если бы Томск продолжил осваивать земли за Иркутским трактом или аэропортом, поездка из новых микрорайонов до центра была бы равносильна поездке в соседний город.

Чтобы бесконечно не увеличивать протяженность улиц, перебрасываются мосты на противоположный берег. Вся история градостроительства показывает, что региональные центры, расположенные на реке, как правило, осваивают оба берега. По такому пути идут многие города европейской части России, в том числе и некрупные, например, Калуга.

— Осваивать левый берег решили не вчера. Это проект с долгой историей. Но почему за его реализацию взялись только сейчас?

— Еще в начале 1970-х Союз архитекторов СССР и Госстрой РСФСР объявили всесоюзный конкурс на разработку проекта перспективного развития Томска. В нем приняло участие семь проектов. Самое интересное, что в каждом из них говорилось об освоении противоположного берега. Но, к сожалению, эти проекты были чересчур урбанистичны – в духе тех лет, в стиле функционализма: прямолинейные улицы, плотная застройка многоквартирными домами.

Помимо этого на левом берегу некогда планировалось разместить нефтеперерабатывающее производство. Но из-за того, что на этой территории залегают подземные источники, проект был отклонен. Потребовалось время, чтобы найти оптимальный вариант: рационально использовать эту территорию и при этом не навредить экологии.

Главное – не нарушить равновесие природы

— Кто и как решает, какой будет новая территория? Это городская власть дает авторам проекта задание разместить на ней определенные объекты, или проектировщики сами решают, подо что лучше использовать эту землю?

— Проект планировки территории — это большая научно-исследовательская работа. Оценивается огромное количество факторов: экологических, социальных, транспортных, ландшафтных и многих других.

Когда мы вновь вернулись к разработке этого проекта, мнений о том, каким должен стать левый берег, было много. Зачастую — взаимоисключающих. Одни предлагали зайти сюда многоэтажным строительством. Другие возражали: здесь нельзя даже лопатой взмахнуть, не то что вести застройку! Требовалось непредвзятое профессиональное мнение, чтобы получить объективную картину, и мы объявили конкурс на создание проекта планировки левобережья.

Его выиграл Научно-проектный институт пространственного планирования «ЭНКО» из Санкт-Петербурга. Эта организация несколько лет назад разрабатывала генеральный план города — его последний, ныне действующий вариант. Они хорошо знакомы с нашим городом, его спецификой.

Специалисты провели экологическую оценку всего междуречья и предложили очень взвешенное решение. Решение в русле современных тенденций, продемонстрирован экологический подход к освоению территорий.

Город, где люди отдыхают

— По проекту, левый берег будет поделен на зоны. Что это за территории и зачем нужно такое деление?

— Территория будет, в основном, рекреационной. В целом соотношение застройки и «зеленых зон» будет примерно сорок к шестидесяти.

Главная ось, вокруг которой она будет развиваться, — это левобережная дорога. Прибрежная часть останется нетронутой экологической зоной — любое строительство здесь будет запрещено. Развитие получит верхняя терраса. При этом на каждом участке будут действовать определенные ограничения – по высоте зданий и их функциональному назначению.

Определены четыре типа застройки: объекты здравоохранения (например, санатории и профилактории), деловые центры, так называемая «научная территория» и жилые районы с домами до пяти этажей.

— То есть левобережье станет «облегченным вариантом» города. А почему нельзя использовать эту территорию по максимуму, как правый берег: строить производство и многоэтажные микрорайоны?

— Любой промышленный объект требует санитарно-защитной зоны, на которой невозможны другие виды деятельности. Кроме того, генеральным планом города под промышленное строительство предусмотрено северное направление.

Что касается ограничения этажности жилых домов — до трех для частных и до пяти для многоквартирных — это связано, во-первых, с развитием существующих населенных пунктов. Все прилегающие поселки в основном малоэтажные. Во-вторых, многоэтажное жилье — это неправильно. Если мы говорим об экологической составляющей этой территории и о комфортности проживания, то это, конечно, должны быть не высотные «муравейники».

Кому сейчас нужна левобережная дорога?

— Дорога строится, но ездить по ней пока некуда. Какие функции у нее сейчас и какие будут возложены на нее в дальнейшем?

— Любая дорога — это жизнь. Это кровеносная система города. Неслучайно в градостроительном языке даже есть такой термин — «транспортная артерия». Это катализатор развития территории.

В ближайшее время новая дорога позволит пустить большегрузный транспорт в обход Тимирязево и центральной части Томска, а путь от коммунального моста до развязки возле нового моста (в районе Северска) станет короче на несколько километров.

Кроме того, дорога станет своего рода дамбой, которая будет защищать в дальнейшем прилегающие территории от подтопления.

В перспективе вокруг нее будет развиваться застройка. Она же свяжет уже существующие населенные пункты, которые присоединены к Томску, — Тимирязево, Дзержинский — с улично-дорожной сетью города. По ней планируется запустить и городской общественный транспорт.

Левобережная дорога, городские магистрали и мосты через Томь будут соединены в большое и малое транспортные кольца. Это позволит связать районы города и распределить транспортные потоки, чтобы избавиться от пробок.

Кто будет строить на левом берегу?

– Как же привлечь застройщиков к проекту Левобережья?

— Поиск источника финансирования — это такой же сложный проект, как планирование территории. Первую часть задачи по освоению левого берега мы выполнили — мы знаем, что мы хотим на этой территории. Следующий шаг – показать инвесторам, что именно здесь можно развить.

Если на этой территории появится какой-то крупный инвестор, то можно будет говорить о частно-государственном партнерстве, в том числе в деле создания инфраструктуры.

— Когда «заживет» левый берег?

— В свое время проект застройки Томска, в частности, нынешних улиц Розы Люксембург, Советской, Герцена, был утвержден императором еще в 1830 году. Прежде чем эти улицы относительно сформировались, прошло 70 лет. А основное строительство велось на этих территориях и того позже — уже в начале-середине XX века.

Проект Левобережья, эти чертежи — это планы не сегодняшнего дня. Это планы для тех поколений, которые сюда придут в будущем. Мы заложили вектор, спланировали его. Тем не менее, первое строительство и открытие движения по левобережной дороге не за горами — это 2014 год.

Опубликовано в газете «Томские Новости» http://tomsk-novosti.ru/promy-shlennost-na-sever-zhizn-cherez-reku-kakim-budet-tomsk-kogda-osvoit-oba-berega-tomi/
Оставьте свой комментарий


Архив

Цитата

«Мне непонятно, почему некоторые из ваших деревянных домов сохранились в таком плачевном состоянии. Это же такое уникальное явление, в мире их больше нигде нет!». Эмир Кустурица

Из материала

«Вспомнить все»

Проекты

Архив статей

  • 2013
  • 2012
  • 2011
  • 2010