Городская газета

Зачем нам лысый город?

Просмотры: 1 925

Впервые за то время, что пишу тексты в «Уголок скептика», я почти полдня сидела над пустым белым «листом» в формате Word на экране ноут­бука и не знала, с чего начать. Нет, я очень хорошо понимала, что хочу сказать в очередной колонке. Эту тему я вынашивала в голове почти месяц. А в душе медленно, но верно разгорался костeр негодования, на язык просились хлeсткие формулировки. Я даже выкопала из семейного архива несколько фотографий, подтверждающих обоснованность моих претензий. Но… голос разума тихо шептал, что не всe в этой теме так однозначно, как хотелось бы думать. // Ирина Корнева.

А дело вот в чeм – в деревьях. В тех самых тополях, которые прославили Томск даже в песнях. Помните: «Тополиный пух, жара, июль…»? Песня получилась хорошая, но вот пух многие томичи вспоминают с содроганием. Особенно те, кто страдает аллергией. Да и всем остальным пушинки мешали – лезли в глаза, в ноздри, в рот и были пожароопасными. Дети любили поджигать опавший пух, что иногда приводило к большим пожарам.

К тому же тополя начали падать. То ли от старости, то ли от того, что контроль над их состоянием со стороны городских служб не был особо усердным. И однажды случилось страшное – тополь убил подростка. На Новособорной площади, во время летнего ливня. Три девочки побежали через площадь прятаться от дождя, на одну из них упало сломанное ветром дерево. 16-летняя девушка погибла на месте. Это случилось больше десяти лет назад, с тех пор я хорошо знаю, какими опасными могут быть старые тополя. С тех же самых пор началась их вырубка в Томске.

Тем, кто протестовал против уничтожения городских деревьев, неизменно напоминали тот случай на Новособорной. А вот про то, что тополя появились в городе не случайно, молчали. Половина Томска стоит на болотах, а тополь — «живой насос», он вытягивает из земли лишнюю воду. Когда-то была создана система подрезки тополей, которая делала их безопасными. В советское время система успешно работала, а потом тополям начали просто рубить головы.

Тема уничтожения «зеленых легких» многих городов мира послужила поводом для граффити-карикатур.

И что мы имеем сейчас? Совсем лысый проспект Ленина. «Обезглавленную» улицу Нахимова, на которой остались обрубки деревьев. Ряд жутких кольев, похожих на огромные рогатки, на Учебной и десятках других улиц. Когда я несколько дней назад увидела подобные «рогатки» на Вершинина – но только из берeз, мне стало тошно. Берeзы-то за что? Они никому на головы не падали – зачем же их оставлять без голов?
Недавно среди семейных фотографий мужа я нашла его школьный альбом. Восьмой класс, 1984 год. Альбом украшают снимки школы, главного здания ТГУ, здесь же — здание акушерской клиники мединститута на пересечении проспекта Ленина и Московского тракта. Я даже не сразу поняла, что это клиника. Здание на фото окружено целым лесом ветвистых деревьев, на его стенах – красивые ажурные тени от листьев. Вчера я ехала мимо него на маршрутке. Голые стены, лысые газоны, на которых нагло и явно незаконно расположились припаркованные машины. Я не думаю, что выхлопные газы и рычание двигателей прямо под окнами сильно радуют находящихся в клинике беременных женщин.

Сегодня на сайте администрации Томской области прочитала: «Нам нужны свежие архитектурные решения в областном центре, новый конгресс-центр, новые остановочные павильоны, новые элементы благоустройства городской среды…»

А деревья нам что, больше не нужны? Будем жить в лысом городе?


Опубликовано в 90 номере от 15 ноября 2012 года.


Комментарии

Статья актуальная.Центр города приобрел короткую стрижку, но от этого не помолодел, а наоборот состарился.Открылись старые неухоженные здания, которые ремонта не видели с середины прошлого столетия.

Оставьте свой комментарий


Архив

Цитата

«Мне непонятно, почему некоторые из ваших деревянных домов сохранились в таком плачевном состоянии. Это же такое уникальное явление, в мире их больше нигде нет!». Эмир Кустурица

Из материала

«Вспомнить все»

Проекты

Архив статей

  • 2013
  • 2012
  • 2011
  • 2010