Городская газета

А вас что удивляет?!

Просмотры: 1 596

Создать потусторонний Томск, провести уникальную операцию, построить масштабную развязку… Чем томичи удивили мир в уходящем году? // Анна Котова. Фото Марии Аникиной.


Быстрее, еще быстрее.
Как построить развязку за полтора года вместо трех

Василий Музалев,

директор «Мостоотряда-101» (томского филиала ОАО «Сибмост»). Василий Николаевич возглавляет предприятие уже двадцать три года. Под его руководством был построен не один десяток мостов в Томской области и самом Томске. Это, например, первая в нашем городе двухуровневая развязка на улице Балтийской, путепровод на Елизаровых, мост через Ушайку в районе улицы Сибирской, а также строительство набережной в районе площади Ленина к четырехсотлетию города. Строить в рекордно короткие сроки Музалеву уже приходилось: в 1987 году возведение моста через Обь на автодороге Томск—Колпашево было завершено на три месяца раньше срока.

Пушкинская развязка, которую небезосновательно назвали самой масштабной стройкой в современной истории Томска, была официально открыта 20 октября. Правда, движение под эстакадой пустили еще раньше — в июле, а по мосту транспорт поехал уже в сентябре. Но по всем строительным нормативам (и согласно утвержденному проекту) она должна была открыться только в декабре 2014 года. Ну не строят такие крупные дорожные объекты за полтора года. Завершить ввод Пушкинской развязки в два раза быстрее удалось благодаря тому, что все работы велись одновременно, без выходных и практически круглые сутки. «Мостоотряду-101» пришлось кратно увеличивать количество рабочих и техники.

— В каком-то смысле сокращение сроков пошло только на пользу, — говорит Василий Музалев. — Проект подвергался постоянной корректировке совместно с его авторами — проектировщиками ОАО «Томгипротранс», такая интенсивная стройка потребовала использования самых передовых технологий и материалов.

Сегодня благодаря развязке мы в считанные минуты попадаем с Комсомольского проспекта на Каштак, а район Иркутского тракта перестал казаться томичам «краем света».

— Право на транспортную доступность записано в нашей конституции, — говорит Василий Николаевич. — Сделать Томск транспортно доступным городом — реально. Для этого существуют современные технологии. Нужно лишь воспользоваться ими.

Чем удивил уходящий год?

— Самым большим удивлением уходящего года для меня стало назначение нового губернатора. Это была достаточно неожиданная кандидатура.


Четырехсотлетие Потомска. Как написать фантастическую историю города

Писатель Владимир Костин.

Первая книга вышла из-под пера Владимира Костина двенадцать лет назад. В 2008 году Владимир Михайлович стал лауреатом национальной литературной премии «Большая книга». Ее обладателями являются, к примеру, Даниил Гранин, Дмитрий Быков, Виктор Пелевин. Пьесу Владимира Костина «От равнины до равнины, через три реки» ставили в Томском театре драмы.

В этом году в московском издательстве «Беловодье» вышла новая книга Владимира Костина «Колокол и Болото». Действие книги происходит в городе Потомске, который готовится отпраздновать свое четырехсотлетие.

Здесь смешалось все: реальная история сибирского губернского городка и мифы о нем, простые человеческие истории и фантастические метаморфозы. Читатели могут разгадывать намеки автора, отыскивая параллели с реальным Томском и реальными томичами.

— Это соединение гротеска и фантастики, — рассказывает Владимир Михайлович. — Мне пришлось освоить инструментарий, которым я никогда прежде не пользовался. Новая для меня задача вызвала необходимость более осознанно и вдумчиво всмотреться в произведения великих предшественников: Гоголя и Салтыкова-Щедрина, Булгакова и Платонова, Мориса Метерлинка.

Книга была написана за четыре месяца, но «проживалась» долго. Некое, еще тогда не ясное, ощущение идеи произведения родилось у Владимира Михайловича восемь лет назад. Тогда на Воскресенской горе была построена новая звонница и туда поместили колокол, взамен того, что в 1934 году был снят и переплавлен.

Так в голове появилась первая сцена — эпизод, когда опускается благовест и накрывает важных людей области.

— Я ориентировался на читателя, традиционного для русской литературы XIX—XX века, которому не нужно ничего разжевывать, которому интересно самому «поучаствовать в тексте», пользуясь намеками и подсказками автора, — говорит Владимир Костин.

Чем удивил уходящий год?

— В этом году в культурной жизни Томска происходило много событий в нетрадиционных форматах: стихи и народные песни исполнялись в заводских цехах и на улицах города, выставки и фестивали проходили на улицах и в кафе. Не могу сказать, что я сторонник таких вещей, к некоторым отношусь резко отрицательно. Я все же считаю, что оперу нужно исполнять в театре, а в музеи ходить днем. Но в период кризиса в отношениях между культурой и людьми, который мы переживаем в настоящее время, такие способы обратить внимание людей на искусство могут оказаться весьма действенными. Поэтому надо пробовать. Пусть не все, пусть единицы, но решат сходить еще раз в музей или в театр, а это уже результат. Мне особенно понравился томский этнофорум, где я впервые попробовал себя в роли экскурсовода.


Днем с огнем. Как подвиг превращается в работу

Сержант Сергей Афонин, старший пожарный пожарной части № 2.

Здесь Сергей работает уже два года. До этого четыре года был вольнонаемным в пожарной части в Тимирязево — «пожарным на гражданской службе», не военнообязанным, без погон и воинского звания. Цель стать пожарным Сергей поставил перед собой в 2006 году, после армии — за время службы ему понравился военный ритм жизни. Прошлым летом Сергея вместе с другими пожарными из Томска направили на тушение лесных пожаров в Братск. За эту работу ему вручили медаль «За отличие в ликвидации чрезвычайной ситуации».

В последний день ноября в жилом доме на Сибирской произошел взрыв газового баллона. Первые пожарные расчеты прибыли на место через восемь минут. Всего же было занято девятнадцать единиц техники и около семидесяти пожарных.
Звено, в котором работал Сергей Афонин, отправилось в самый эпицентр — в ту самую квартиру, где произошел взрыв.

— Работать приходилось практически вслепую из-за сильного задымления, — вспоминает Сергей. — Температура в горящих квартирах была настолько высокой, что осыпались бетонные перекрытия. Было жуткое ощущение: хотелось помочь людям, но некоторых спасти было уже просто невозможно.

Среди царившего хаоса каким-то чудом Сергей услышал, что из квартиры напротив доносятся крики. Путь в нее преграждали железные двери, которые были прогнуты внутрь взрывной волной и пробиты насквозь дверью из квартиры напротив. Открыть их было невозможно. Пришлось ломать стену по периметру. Из этой квартиры спасли троих: женщину с маленьким ребенком и ее мать.

Только к полуночи звено вернулось в пожарную часть. Ребятам дали сорок минут на то, чтобы переодеться и поесть, а затем они вновь отправились на Сибирскую, где дежурили до четырех утра.

Чем удивил уходящий год?

— Уже под завершение этого года мы узнали, что скоро у нас в семье появится ребенок. Это великая радость, потому что мы долго этого ждали.


«Выносимая» легкость бытия.
Как минус на плюс дает жизнь

Сергей Лешуков,

руководитель объединенной группы специалистов Областного перинатального центра и НИИ медицинской генетики ТНЦ СО РАМН, которая впервые в Томске провела операцию по внутриутробному переливанию крови для младенца с матерью с несовместимостью крови по резус-фактору.

Представьте, что вы беременны, у вас отрицательный резус-фактор крови, а у вашего будущего малыша — положительный. Еще год назад вам пришлось бы ехать в Новосибирск или Москву, чтобы спасти ребенка.

Риск несовместимости крови по резус-фактору у матери и будущего ребенка существует только у пятнадцати процентов беременных женщин. Но имеет ли смысл статистика, когда это касается вашего будущего малыша? Из-за такой несовместимости кровь ребенка в процессе его вынашивания разрушается, он может погибнуть еще до рождения или родиться с анемией (недостатком выработки гемоглобина в крови).

Поэтому ему необходимо периодическое переливание крови с отрицательным (как у матери) резус-фактором до того момента жизни, когда он достигнет веса около двух килограммов, чтобы можно было провести кесарево сечение.

— За Уралом технологией проведения такой операции владеют лишь в Новосибирске, — рассказывает Сергей Лешуков. — Наши врачи консультировались с зарубежными экспертами, проходили стажировку и обучение в Москве и Новосибирске.

Сейчас мы сконцентрировались на развитии этого нового направления в нашей работе — «фетальной хирургии». Надеемся, что с течением времени наработаем серьезный опыт проведения таких операций.

В начале декабря 2012 года из перинатального центра выписали маму и малыша, которым впервые в Томской области провели операции по внутриутробному переливанию.

Чем удивил уходящий год?

— За год медицина в Томске значительно шагнула вперед. Сегодня мы можем, если не все, то многое. Раньше не было таких возможностей для реанимации новорожденных и детской хирургии. Много пациентов приезжают к нам даже из соседних регионов, например, из Кемерово или Тюмени. В Томске реально могут помочь. И поэтому здесь хочется работать.


«Поджечь, взорвать и распилить».
Почему физиком-практиком быть интереснее

Андрей Мостовщиков,

магистрант кафедры общей и неорганической химии Института физики высоких технологий ТПУ, первый в Томской области студент, получивший медаль имени Альфреда Нобеля.

Впервые серьезно заняться наукой Андрей решил в десятом классе: написал исследовательскую работу о методиках решения физических задач. Но понял, что быть физиком-практиком все же куда интереснее, чем теоретиком.

— Гораздо интереснее что-то поджечь, взорвать, распилить, — шутит он.

Медаль имени Альфреда Нобеля вручает Российская академия естествознания за вклад в развитие изобретательства. Аналогом Нобелевской премии она, конечно, не является. Но поощряет авторов новейших разработок, благодаря которым мировая наука может шагнуть вперед.

Андрею ее вручили за разработку технологии получения микрокристаллов из нанопорошков. Микрокристаллы используются при производстве электроники: например, чтобы сотовый телефон не сгорел прямо у нас в руке во время разговора, они поглощают и отводят тепло.

Сейчас микрокристаллы создают по довольно дорогим технологиям начала XX века, производство идет в специальных мощных реакторах. Томская разработка позволяет получить тот же результат заметно дешевле: из нанопорошков с использованием более простого оборудования и менее затратных технологий.
Технология запатентована, использовать ее без участия разработчика не сможет ни одна лаборатория в мире.


Опубликовано в 92 номере от 20 декабря 2012 года.

Оставьте свой комментарий


Архив

Цитата

«Мне непонятно, почему некоторые из ваших деревянных домов сохранились в таком плачевном состоянии. Это же такое уникальное явление, в мире их больше нигде нет!». Эмир Кустурица

Из материала

«Вспомнить все»

Проекты

Архив статей

  • 2013
  • 2012
  • 2011
  • 2010