Городская газета

Будет ли у Томска своя Америка? Станет ли Левобережье вторым шансом для города?

Просмотры: 1 994

В декабре Томск не только подводит итоги года, но и строит планы на будущее: журналисты, эксперты, строители, жители города на слушаниях обсуждают, каким будет развитие на левом берегу Томи. // Анна Котова.

Одни считают, что это второй шанс для города. На левом берегу можно решить проблемы, которые мучают нас на правом, построить город мечты.

Другие опасаются, что это развитие принесет больше проблем, чем пользы.
Однако понемногу мы уже открываем свою «Америку» на левом берегу: впервые город публично и массово обсуждает проект строительства «на той стороне».

«Городская газета» изучает, как развиваются отношения берегов в истории Томска.

Левый берег всегда был нужен Томску. И не только для того, чтобы бросать на него мечтательный взгляд, гуляя по Набережной.

С каждым годом он становится все ближе: ведется строительство левобережной дороги, в Париже прошла проверку прочности модель третьего моста через Томь, а санкт-петербургский институт пространственного планирования «ЭНКО» разработал проект планировки этой территории. В декабре этого года в Томске проходит целая серия общественных слушаний, где обсуждаются перспективы развития левобережного Томска.

О левом береге думал весь Союз

Тимирязево и Дзержинское появились на левом берегу, когда с ним у города еще толком не было налажено сообщение. Тем не менее, в хрониках начала XX века Тимирязево называли «популярным дачным местом томичей». Здесь снимают домики на выходные, есть «стол готовых блюд», а на открытых верандах по праздникам устраиваются танцы.

Вплоть до сороковых годов попасть на левый берег можно было только при помощи паромной и ледовой переправы. В начале сороковых в районе старого коммунального моста появился понтонный мост (на плавучих опорах), который связывал берега целых тридцать лет.

В шестидесятых Томск становится центром нефтегазовой отрасли. Развивается промышленность, и магистраль через Тимирязево становится одной из важнейших для томской экономики дорог.

Время ставит задачу: наладить связь с западными регионами. В 1968 году в генеральном плане города уже два моста через Томь: один должен был появиться в районе улицы Бердской, второй — в районе улицы Нахимова, взамен понтонного. Он был построен первым, спустя пять лет.

В это же время Союз архитекторов СССР и Госстрой РСФСР объявляют всесоюзный конкурс на разработку проекта развития Томска: новые территории предлагалось осваивать под жилое и промышленное строительство.

Освоение левого берега было предусмотрено в каждом из проектов. Они так и не воплотились в жизнь. Скорее всего, нам повезло. Если бы от них тогда не отказались, сегодня левый берег был бы похож на Иркутский тракт или Каштак: в семидесятые годы в проекты с энтузиазмом вносили многоэтажную жилую застройку.

Здесь же собирались строить нефтехимический комбинат. И этот проект был отклонен: вредное производство и вовсе решили перенести за черту города.

Потребовалось время, чтобы найти оптимальный вариант: рационально использовать эту территорию, при этом не превратить ее в один сплошной жилмассив и не навредить экологии.

Проект третьего моста через Томь, левобережной и кольцевой автодороги, которая должна связать правый и левый берега, тоже появился не вчера, а все в те же семидесятые годы.

Правда, тогда денег на его реализацию не нашлось, а в конце восьмидесятых — начале девяностых помешала перестройка.

В 2008 году министерство экономического развития РФ объявило конкурс: федерация готова была потратить три миллиарда рублей на финансирование проектов по развитию регионов на условиях софинансирования. У Томска на тот момент был готовый проект, подходивший под условия конкурса, — левобережная дорога. В итоге город получил 1,6 миллиарда рублей, а городской и областной бюджеты должны были добавить еще миллиард. Именно из-за его отсутствия в прошлом году строительство дороги было приостановлено. В этом году финансирование возобновилось, и левобережное развитие продолжается.

Зачем «шагать» через реку?

Значительная часть левобережья еще не застроена домами, не снабжена инженерной инфраструктурой (свет, газ, тепло), там практически нет дорог. С одной стороны, на создание инфраструктуры нужно много времени и средств. Но с другой — это уникальный шанс, который дается далеко не каждому городу. Именно здесь Томск сможет избежать тех ошибок, которые история допустила на правом берегу.

Томску исторически достались узкие пешеходные улицы, которые уже давно перестали справляться с растущим потоком автомобилей. Расширять дороги и строить новые развязки — дорого и негде.

На новой территории уже сейчас предусмотрено строительство нескольких развязок. Они должны будут вывести транзитный транспорт из населенных пунктов, разгрузить центр города и соединить магистральные улицы города в большое транспортное кольцо. Оно откроет дорогу в город жителям новых микрорайонов.

Строить жилье, «вытягивая» город на восток, бесконечно невозможно. Это хорошо знают, например, москвичи, которые несколько часов в день тратят на дорогу с окраины в центр.

Поэтому логично строить новое жилье рядом с центром — на свободной территории, от которой до площади Ленина — фактически рукой подать.

Кроме того, левобережье с его уникальным ландшафтом и домами ограниченной этажности настраивают на совсем иной образ жизни: комфортный и уютный жилой район за пределами шумной деловой части города. Настоящая одноэтажная Америка, но практически в центре города.

— Территория будет, в основном, рекреационной, — говорит Владимир Коренев, начальник департамента архитектуры и градостроительства Томска. — Соотношение застройки и «зеленых зон» будет примерно сорок к шестидесяти. Ось, вокруг которой будет развиваться левобережье, — это строящаяся в настоящее время дорога. Прибрежная часть останется нетронутой экозоной — любое строительство здесь будет запрещено. Развитие получит верхняя терраса. При этом на каждом участке будут действовать ограничения по высоте зданий и их функциональному назначению.

Человек, который спас левый берег

Пить воду из реки Томск перестал еще сорок лет назад. Именно тогда на левом берегу, где расположено около двухсот артезианских источников, был построен водозабор. Если почва здесь окажется загрязнена, весь город — и жилые дома, и предприятия — останутся без водоснабжения.

Многие томские экологи настроены категорично: территория левобережья должна оставаться нетронутой, здесь должно быть запрещено любое строительство. Другие призывают использовать современные технологии для ее защиты от загрязнений.

Леонид Рихванов, доктор геолого-минералогических наук, профессор ТПУ, является членом координационного экологического Совета администрации Томской области и экологической комиссии администрации города Томска.

Однажды он уже спасал левый берег: в восьмидесятые он входил в состав комиссии, которая отклонила проект размещения здесь Нефтехимического комбината.

— Еще в конце семидесятых — начале восьмидесятых было принято постановление о правилах пользования территорией левобережья, — рассказывает Леонид Петрович. — Оно запрещает строительство предприятий и развитие многоэтажного жилищного строительства. И это постановление до сих пор никто не отменял. Если и внедряться на левый берег, то как можно аккуратнее: это может быть разреженное малоэтажное строительство и обязательно — использование современных систем сбора и утилизации всех видов отходов.

Согласно современному проекту планировки левобережья, никакое промышленное производство здесь недопустимо. Ограничена даже этажность зданий. Кроме того, у водозабора есть охранная зона, которая не допускает вообще никакого освоения. Это «три пояса безопасности» радиусом в несколько сотен метров каждый, охраняющие десятую часть источников водозабора. Остальные девяносто процентов вообще не затрагиваются планировкой.

Новые жители центра?

С 2005 года Тимирязево, Дзержинское, Эушта, Нижний Склад стали частью Кировского района Томска.

Но сегодня эти территории мало чем напоминают город или даже частный сектор в черте города. Они по-прежнему остаются малодоступными и малопривлекательными для инвесторов и строителей. Здесь не открывают ни торговых центров, ни кафе, ни кинотеатров. Их заменяют шашлычные и салоны шиномонтажа, хотя жители Левобережья явно достойны большего.

На публичных слушаниях местные жители высказывают опасения, что поселковая жизнь изменится раз и навсегда. Действительно, они станут жителями нового городского центра.

Однако это отнюдь не означает, что в их жизнь вломится агрессивная цивилизация.

Возможно, напротив, станет немного тише.

Например, через жилую зону Тимирязево проходит магистраль, соединяющая весь северо-запад области с областным центром и Новосибирском. Это поток в 60 000 машин ежедневно.

Левобережная дорога спроектирована так, чтобы провести эти потоки в обход Тимирязево. Вместе с этим должен будет измениться и его «профиль»: из населенного пункта, обслуживающего транзитный транспорт, он рано или поздно превратится в поселок для комфортной жизни.

Эксперты о проблемах левого берега

Николай Николайчук,
мэр Томска:

— Дорожно-транспортный каркас города многое определяет для жителей. Цены на недвижимость в разных районах, образ жизни томича, соотношение центра и окраин… Поэтому корректное дорожное решение может поменять облик Томска, вернуть городское пространство людям. Кольцевой комплекс дорог, включая третий мост через Томь, даст городу вздохнуть: позволит вывести промышленный транпортный поток за пределы города, соединит берега.

Это работа не на один год, но спланировать ее нужно уже сейчас. Делать это придется тщательно, на перспективу. Когда город выйдет на левый берег, а это лишь вопрос времени, дорожная сеть должна стать целостной системой и полноценно служить интересам Томска.

Борис Мальцев,
депутат законодательной Думы Томской области, президент областного Союза строителей:

— Не могу не согласиться, что у города есть необходимость переходить на левый берег. У этого шага есть экономическая и социальная целесообразность.

Прежде всего, нам нужно сокращать расстояния. Сегодня мы застраиваем территории за Иркутским трактом, конец улицы Мичурина, направление к ТНХК, Степановку. Для городских микрорайонов это слишком большое расстояние от центра. Нельзя бесконечно растягивать инженерные и транспортные коммуникации. Уже сейчас транспорту сложно пересекать Мокрушинский переезд. А новые жилмассивы между Зональным и Степановкой будут все менее привлекательными…

Вторая проблема Томска — в том, что в центре города уже нет места для строительства новых общественных объектов. Нам давно пора сказать «спасибо» стадиону «Труд» и отдать его юным спортсменам. А для проведения футбольных матчей явно требуется новый комфортабельный стадион с полноценной парковкой. Благодаря левому берегу и третьему мосту через Томь у нас появляется возможность строить стадион, другие спортивные объекты и торговые центры, например, «Ашан», «Икея», на расстоянии пятнадцати минут езды от центра.

Однако самое важное в освоении левого берега — не превышать экологическую нагрузку на эту территорию. Мы — власть, архитекторы, проектировщики — можем придумывать различные варианты освоения этих земель. Но одними из главных при принятии решений должны быть экологи.

Василий Музалев,
директор томского филиала ОАО «Сибмост»:

— Что нужно сделать, чтобы не «потерять» левобережье?

У левобережья должен быть один заказчик и один генеральный подрядчик, которые будут координировать ход всего строительства. Это позволит четко контролировать освоение территории и избежать точечной застройки — того, на чем мы обожглись на правом берегу.

Во-первых, в соответствии с уже существующим проектом планировки нужно разработать подробный план каждой из выделенных зон и запретить локальное строительство, которое им не предусмотрено.

Во-вторых, обеспечить каждую зону инфраструктурой: это, в первую очередь, дороги, а затем электричество, вода, газ, тепло. Без этого нельзя начинать никакое другое строительство.

На левом берегу сейчас нет ни электричества, ни тепла, ни воды. Застройщики по-настоящему заинтересуются левым берегом только после того, как здесь появятся все необходимые коммуникации. Подготовить эту территорию к дальнейшему развитию должен не кто-то один, а все вместе: город, область и федерация. Но прежде чем обращаться с проектом развития левобережья для получения федерального финансирования, мы должны сами четко представлять, чего мы хотим от этой территории, иметь не просто четкий и обоснованный план, а комплексный проект.

Сергей Градировский,
специалист по развитию городской среды, член Экспертного совета правительства РФ:

— Левый берег должен принципиально отличаться от правого! Правый берег — высокий, на нем гордо возносятся здания университетов и торговых центров. Интерес к нему никогда не пропадет. Здесь еще вырастут новые здания, новые архитектурные шедевры.

Левый берег, напротив, — низкий, прижатый к воде. Он создан для другого: это легкие Томска, и важно не лишить город их. Поэтому на левом берегу никакого высотного строительства быть не может. Это пространство для спорта, активного отдыха, созерцания, коттеджного проживания. Пространство с приставкой «эко». Сохранить левобережье экологически чистой территорией — вовсе не утопия. Достаточно правильно зафиксировать статус и функциональное назначение этих земель.


Опубликовано в 91 номере от 18 декабря 2012 года.

Оставьте свой комментарий


Архив

Цитата

«Мне непонятно, почему некоторые из ваших деревянных домов сохранились в таком плачевном состоянии. Это же такое уникальное явление, в мире их больше нигде нет!». Эмир Кустурица

Из материала

«Вспомнить все»

Проекты

Архив статей

  • 2013
  • 2012
  • 2011
  • 2010