Городская газета

2023 ближе, чем мы думаем Львы, скоростные трамваи, вантовый мост... Каким будет Томск через десять лет?

Просмотры: 1 604

Заглянем в будущее Томска, перенесемся на десять лет вперед. Слишком большой срок? Только на первый взгляд. Вспомните, разве давно мы встречали 2003 год? Едва ли не вчера нас удивляли «Пираты Карибского моря» и беспроводной интернет…
Возможно, и наши сегодняшние «фантастические» прогнозы о скоростных трамваях, подземных туннелях и львах в зоопарке сбудутся быстрее, чем нам кажется. // Ирина Бородина.

О чем стоит мечтать

— Если бы наши предки вместо строительства нового храма, оперного театра или колизея выбирали только латание крыш, заборов и канав, у нас бы не было той архитектуры, ради которой мы сегодня преодолеваем тысячи километров, — убежден Сергей Градировский, специалист по развитию городской среды, член Экспертного совета правительства РФ. — Между текущими нуждами и проектами, нацеленными в будущее, идет вечная борьба. Действительно, город не сможет прожить без первого, но и не будет нормально развиваться без второго. Необходимо гармоничное сочетание того и другого. Нужно планировать развитие городской среды на максимально длительный срок, включать в этот процесс горожан, предусмотреть внутри города своеобразные «места тишины» — лесные массивы, берег реки или озера, где можно отдохнуть.

То, каким быть Томску в 2023 году, нужно решить уже сейчас.

Что нам будет необходимо через десять лет? ТКАД, третий мост, скоростной трамвай, студенческий кампус?

Важность этих планов кажется сомнительной: вроде и третий мост городу не особенно нужен, и без скоростного трамвая вполне можно добраться до Северска… Зачем тогда сейчас тратить деньги на их проектирование?

— На строительство одной развязки нужно три года, на строительство моста — в два раза больше, — говорит Василий Музалев, директор «Мостоотряда-101». — Еще год уходит на предварительные работы: создание проекта, проведение экспертизы, поиск финансирования. Получается, что готовиться к строительству масштабных объектов нужно заранее. Еще до того, как мост или дорога станут нужны городу.

Представьте, насколько были бы сегодня загружены улицы в северной части города, если бы не второй мост. В 1991 году, когда было решено приступить к его строительству, горожане выступали против. Тогда машина была только у каждого двенадцатого томича. Сложно было представить, что вскоре число легковых авто вырастет в полтора раза и один мост уже не справится с таким потоком. В 1999 году, когда открыли второй мост, втомобиль был уже у каждого восьмого томича.

Ежегодно количество машин увеличивается на семь-восемь процентов. Соответственно, уже сегодня нужно проектировать дороги, чтобы не стоять в пробках в 2023 году.

— Главная стратегическая задача для города на ближайшие десять-пятнадцать лет — строительство томской кольцевой автодороги, — уверен Алексей Сафронов, начальник городского департамента капитального строительства. — Скоростная магистраль с непрерывным движением (то есть без светофоров) позволит попасть из одной части города в другую за пятнадцать-двадцать минут и существенно разгрузит центральные улицы.

Еще больше идей

— Можно спроектировать город и на сто лет вперед, — считает Борис Мальцев, депутат законодательной Думы Томской области и президент областного Союза строителей. — Были бы средства… Проблема в том, что на проектирование нужны деньги. Например, проект третьего моста вместе с развязками и подъездами к нему обойдется в триста миллионов, а строительство этих объектов – в пятнадцать миллиардов. Но обязательно нужно смотреть вперед, строить планы. Сейчас у города их не так много, необходимо больше идей. Люди должны мечтать, жить мечтой, осуществлять мечту. Большие прорывные планы объединят всех жителей Томска.

Из-за сложившейся исторической застройки многие улицы в центре нельзя расширить.

Зато новые дороги и микрорайоны можно тщательно спланировать. Оставить место под дополнительные полосы движения, которые можно достроить впоследствии. Выбрать, какими будут деревья вдоль проезжей части, определить этажность домов и расположение необходимой инфраструктуры — торговых центров, развлекательных объектов, школ и поликлиник, велосипедных дорожек.

Такой подход называется комплексным проектированием участка. Благодаря ему Левобережье можно превратить в комфортный и уютный жилой район за пределами шумной деловой части города. В пространство для спорта, активного отдыха, созерцания, коттеджного проживания.

— Продуманность ведет к удешевлению и сокращению сроков строительства, — подтверждает Василий Музалев. — Как, например, получилось с развязкой на четвертой поликлинике: построили за полтора года вместо трех. Кроме того, тщательно продуманная застройка более экологична, в отличие от точечной. Поэтому застраивать левый берег нужно только комплексно, спланировав все: от очистных сооружений до парков.
Изменить город

Все города мира борются за новых жителей, туристов и инвесторов. А они выбирают красивые и комфортные города. Стать такими помогают достопримечательности ХХI века — скоростные метро, «ажурные» развязки, изящные вантовые мосты, оригинальные здания.

Например, в Сан-Франциско есть подвесной мост «Золотые ворота», в Токио — самое удобное метро в мире, а в Лондоне — всемирно известная галерея, которая раньше была обычной электростанцией. Хотя когда-то их жителям эти проекты казались фантастикой. Так же, как нам сегодня кажется нереальным строительство ТКАДа или третьего моста.

Однако без таких креативных планов и невероятных проектов Томск никогда не станет интересным и комфортным городом для современников.

Город ждал строительства пушкинской развязки почти тридцать лет и все-таки построил ее. Пора мечтать о чем-то большем, ставить перед собой новые цели и добиваться их.

На «пятерочке» до Северска

В Томске так и не построили метро, зато теперь от Северска до центра города можно доехать всего за пятнадцать минут на скоростном трамвае. Он движется чуть быстрее обычного — тридцать километров в час вместо двадцати четырех, зато по выделенной линии, поэтому не теряет время в пробках. Новый междугородний трамвай проходит по улице Большой Подгорной, через территорию поселка ЛПК, и по улице Мостовой направляется в Северск. Благодаря трамваю движение на Смирновском переезде стало менее напряженным, так как часть северчан предпочли трамвай автобусам.

В отпуск без пересадок

Вот уже десять лет томичи без пересадок летают в Германию, Испанию, Турцию и Китай. В городе открылись визовые центры разных стран, и теперь не нужно ехать за «шенгеном» в Новосибирск.

До аэропорта можно добраться по новой дороге. Шестиполосная магистраль протяженностью восемнадцать километров с мостом через реку Каменку и двумя развязками соединила аэропорт и Академгородок.

Все заводы в одном месте

Все заводы и производственные помещения переехали из центра города в десять индустриальных парков в северной части Томска. Так выгоднее: участники промышленных парков экономят на издержках — проведении коммуникаций, аренде, получают налоговые послабления. Благодаря этому в промышленные парки пришли крупные иностранные компании.

Ни одного грузовика на проспекте Ленина

В Томске продолжается строительство кольцевой автодороги, которая позволит вывести весь грузовой и транзитный транспорт за город. Томская КАД пройдет через левобережье и третий мост, затем по Балтийской в Академгородок, а оттуда — к аэропорту. В 2023 году идет строительство заключительных секторов кольца — проспекта Новаторов и улицы Беринга. Остальные участки уже работают. Благодаря существующим объездным дорогам по центру перестал ездить грузовой транспорт и пробок стало меньше.

Пробка? На Мокрушина? Не может быть!

Первый тоннель в Томске построили под железнодорожными путями на Богашевском тракте. Теперь автомобили свободно двигаются по четырехполосному подземелью длиной в тридцать метров, а не стоят в пробке.

Движение на улице Мокрушина изменилось, стало односторонним — раньше с площади Южной автомобили двигались в две полосы, а после переезда перестраивались в одну. Такие маневры увеличивали время ожидания на переезде, и машины стояли в пробке даже после него, на площади Транспортной. Сейчас по Мокрушина едут только автомобили в сторону площади Южной, а чтобы попасть обратно, нужно проехать через тоннель.

В зоопарк можно ходить каждый день

В далеком 2013 году томичи выбирались в зоопарк один раз в несколько месяцев. Раньше для этого нужно было ехать в Новосибирск или делать пропуск в Северск. Несколько лет назад зоопарк закрытого города переехал «за границу». Теперь он располагается рядом с новым мостом, куда любой томич может попасть без оформления документов. Фактически эта территория принадлежит Северску, но находится по другую сторону «колючки». Помимо зоопарка здесь открылись аквапарк, парк аттракционов, а также прокат лыж. Так как доходы зоопарка выросли за счет притока новых посетителей, появились средства на покупку редких животных.

Мы переехали на левый берег

Противоположный берег постепенно застраивается. Там уже построена дорога, и жить в Тимирязево, Эуште и новых жилых зонах стало удобно — за десять минут можно доехать до университетского городка и исторического центра Томска. Несмотря на соседство с проезжей частью, жить здесь тихо и спокойно. Ведь левобережная дорога проводит транспортные потоки в обход деревень.

Из Тимирязево на Каштак за пять минут

Вантовый мост не только соединил Левобережье с северной частью Томска и проспектом Ленина, но еще и стал новым символом Томска. К нам приезжают туристы, чтобы сфотографироваться с красивым мостом на ладошке или подержать его за верхушку, как Эйфелеву башню. Все дело в необычной архитектуре сооружения: в центре моста установлен стотридцатиметровый пилон — центральная опора, от которой расходятся стальные тросы. Они прочно натянуты и поддерживают «на весу» сам мост. За счет такого архитектурного решения удалось сделать проезжую часть шире, чем на двух старых мостах: с двумя полосами движения, разделительной полосой и тротуарами.

Студентам стало комфортнее

Теперь они учатся в кампусе — университетском городке, на территории которого расположены учебные корпуса, лаборатории, исследовательские институты, общежития, библиотеки и столовые. Словом, в одном месте собрано все, что нужно современному студенту. В таком городке комфортно учиться. Подобная среда с доступным инвентарем, книгами, новыми технологиями готовит современных, творческих специалистов. Во время обучения они могут попробовать себя в разных сферах, ведь в этом городке все близко и доступно: бизнес-инкубаторы, лаборатории, классы дистанционного обучения. И, конечно, в кампусе есть бесплатный вай-фай.

Парк развлечений в центре Томска

Зачем ехать в Лучаново или Академгородок, чтобы покататься на лыжах и подышать свежим воздухом, если можно отправиться в Михайловскую рощу. Это больше не заброшенный природный парк, а самое интересное место в городе. Здесь есть зоопарк, роща с велосипедными и прогулочными дорожками, спортплощадки, аквапарк и горсад с новыми аттракционами. Например, там есть монорельсовая железная дорога, которая проходит по всей территории парка. В том месте, где рельеф спускается, дорога поднимается над заповедником на уровне деревьев. Зимой на ней не покататься, зато естественным спуском охотно пользуются лыжники и сноубордисты — вдоль склона работает канатный подъемник.


Опубликовано в 93 номере от 17 января 2013 года.


Комментарии

Томск в долговой яме, через несколько лет вновь заговорят о Пушкинской развязке, с Левобережьем вопрос не решён, неясны перспективы с водой, у Томска не осталось собственных промышленных предприятий, Наукоград им. Козловской, что-то утих,заговорили о новой АЭС, Николайчук собрался в Михайловской роще строить Диснейленд…Где деньги? В Москве! На что надежды? Нефть и газ не вечно будут держать нас на плаву! Обрушится нефть, что Кремль Томск, в первую очередь, спасать будет?
Куча нерешённых проблем /скоро панельные «хрущёвки» начнут складываться/, а мы прожекты строим!

Оставьте свой комментарий


Архив

Цитата

«Мне непонятно, почему некоторые из ваших деревянных домов сохранились в таком плачевном состоянии. Это же такое уникальное явление, в мире их больше нигде нет!». Эмир Кустурица

Из материала

«Вспомнить все»

Проекты

Архив статей

  • 2013
  • 2012
  • 2011
  • 2010