Городская газета

Живем в изуродованном городе

Просмотры: 1 897

Недавно в одной из социальных сетей в Интернете я подписалась на рассылку новостей группы под названием «О Томске». Никаких новостей эта группа не публикует, но зато почти ежедневно выкладывает фотографии старого или нового, современного или давно ушедшего в прошлое Томска. Всю прошедшую неделю в этой группе появлялись подборки снимков города 60-х и 70-х годов, снятых как фотографами-профессионалами, так и любителями. Оторваться от них невозможно, я рассматриваю картинки часами. Они того стоят. // Ирина Корнева.

По такому городу хочется гулять и любоваться красотой старых и новых зданий. Проспект Фрунзе в 1977 году, фото Бориса Ослина.

На фотографиях — недавно проложенные улицы, только что построенные жилмассивы, ничуть не изменившийся архитектурно центр города… Многие здания, которые томичи сейчас видят постаревшими, заметно пообносившимися, на старых кадрах сохранились новенькими, как с иголочки, и какими-то… оптимистичными. Никакой разрухи, нелепых переделок и надстроек. Никакого пластика и сайдинга. Никакой точечной застройки. Только строгие линии стен, продуманная планировка улиц, много места для тротуаров и пешеходных зон. Везде обильно насажены кусты и деревья, даже у новостроек.

В этом городе хочется жить. По его улицам хочется гулять, любуясь красотой как старых деревянных, так и новых многоэтажных зданий. Тем более что красоту не загораживают безобразные киоски, ларьки, забегаловки и гигантские банки Кока-Колы с прилепленными на них надписями «Русские блины»… Город не изуродован. И даже воздух в нем кажется особенно свежим.

Но таким он сохранился только на старых карточках. С тех пор мы приложили немало усилий, чтобы превратить наш общий дом в грязную базарную площадь. Где объявления о концертах классической музыки соседствуют с фотографиями смачных кусков мяса и колбасы, а реклама золота и бриллиантов висит на одном заборе с объявлениями о продаже собачьего корма и напечатанными на цветной бумаге призывами купить что-нибудь по дешевке.

На теле нашего города уже почти не осталось живого места. Все залеплено баннерами, плакатами, вывесками, листовками и записками. Картонки с предложениями разогреть авто или вывезти мусор безжалостно прибивают к пока еще живым деревьям, и даже асфальт у нас под ногами в теплое время года пестрит разнообразными рекламными «заманухами».

На днях мне нужно было по делам в конец проспекта Фрунзе. Пока доехала, насобирала глазами коллекцию нелепых вывесок и плакатов. Например, рядом с бывшим издательством «Красное знамя» выстроили кирпичную башню. На самом ее верху натянут большой плакат со словами «Мой Томск — моя крепость». Претенциозно, конечно, но хотя бы патриотический настрой задает. А с другой стороны этой башни приделана такая же большая вывеска магазина «Meine Familie». В переводе с немецкого языка это означает «Моя семья». Но зачем писать название по-немецки? Мы что, в Германии? И зачем к немецкоязычной вывеске приписывать по-русски «Счастливые семьи рекомендуют»?! У нас в Томске только те семьи счастливы, которые на немецкий манер себя «фамильей» кличут?

Трудно поверить, что когда-то остановка «Главпочтамт» выглядела так. Томск 1977 года, фото Бориса Ослина.

Недалеко от остановки Кулагина увидела киоск, половина которого облеплена гигантской фотографией шашлыка. Смачные куски мяса лезут в глаза, вызывающе сочатся жиром… От такого блюда хочется бежать куда подальше, а не то оно само тебя съест. А вторая половина этого же киоска аляписто «украшена» гигантской фотографией пышных цветочных букетов. Ну где тут логика? Где чувство меры? Или желание продать цветы в «букете» с шашлыками напрочь отбило у хозяина торговой точки разум? Но если у него отбило, то главный дизайнер Томска (да-да, есть у нас такой человек!) или представители других контролирующих органов должны все же мыслить здраво и понимать, что такие картины уродуют городскую действительность.

В Томске, который мы все вместе за последние два десятка лет слепили из вывесок, плакатов, листовок, рекламных растяжек и баннеров, теперь нелегко жить. Тяжело людям и даже деревьям. Когда я доехала до конца проспекта Фрунзе, то в двух шагах от остановки увидела ряд берез, к стволам которых толстыми полосками скотча были примотаны листы бумаги с рекламой аптеки. Вы понимаете бред этой ситуации? Заведение, которое призвано лечить и сохранять здоровье, ради своей рекламы не церемонится даже с деревьями! Чем дышать-то здесь будем, когда все деревья загубим?

А жуткие желто-зеленые картонки, настойчиво убеждающие, что «алкоголизм и наркомания излечимы»? Они же весь город заполонили, и каждая прибита или примотана проволокой к дереву. У нас что, столько алкоголиков и наркоманов, что нужно на каждом дереве рекламу для их излечения вешать?

Все на том же проспекте Фрунзе рекламный баннер какой-то радиостанции требует «Радуйся жизни в Томске!» Я бы и рада, дорогой плакат, но не могу. Реклама мешает. Из-за нее здесь никакой жизни не видно.


Опубликовано в 94 номере от 31 января 2012 года.


Комментарии

Ирина, подскажите, пожалуйста, адрес указанной вами рассылки в интернете.

Спасибо!

На ту же тему, только с более хлёсткими фото: http://tomsk-novosti.ru/ashat-sajfullin-ob-urovne-kul-tury/

Оставьте свой комментарий


Архив

Цитата

«Мне непонятно, почему некоторые из ваших деревянных домов сохранились в таком плачевном состоянии. Это же такое уникальное явление, в мире их больше нигде нет!». Эмир Кустурица

Из материала

«Вспомнить все»

Проекты

Архив статей

  • 2013
  • 2012
  • 2011
  • 2010