Городская газета

Человек, который не может «просто гулять» по городу Зачем архитектор Денис Холопов изучает психологию, фен-шуй и тайны происхождения Вселенной?

Просмотры: 1 485

У него нет солидного офиса, а его коллеги по проектам живут в других городах и даже других странах. Он мечтает о собственном проекте идеального поселка, в его голове постоянно работает «калькулятор комфорта». // Анна Котова.

IMG_4421

Как архитектор смотрит на город? Как рецензент. Вот это надо взять на заметку, а вот это необходимо переделать.

— В спальных районах, таких, как Радужный, конечно, можно заблудиться из-за типовой застройки, — рассуждает Денис Холопов. — Но это многоквартирное, массовое жилье, оно просто не может быть другим. Зато там много воздуха и света, есть где погулять с ребенком. А вот застройка в центре — я не понимаю, чем руководствуются люди, которые занимают небольшие «пятачки» земли краснокирпичными высотками, в окнах которых практически нет солнца, а во дворах — детских площадок.

Вся работа — в ноутбуке

То, что он хочет стать архитектором, Денис понял на третьем курсе университета. На первом была эйфория от поступления в вуз большого города (Денис родом из Юрги). На втором — полное разочарование в своем выборе. Тогда Холопов взял академический отпуск, чтобы осмыслить свое будущее.

— Мысли о том, что архитектура — не мое, до сих пор иногда посещают, — признается Денис. — Но это нормально для творческой профессии. Мне нравится решать планировочные задачи и облекать их в форму.

Денис работал в разных архитектурных бюро и пришел к выводу, что невозможно стать настоящим зрелым архитектором, пока не начнешь самостоятельно принимать решения. Не начнешь нести полную ответственность за свои проекты, независимо от их объема и статуса. И он ушел на «домашнюю» работу.

— Я сам организовываю свой рабочий день, выбираю проекты и ищу специалистов, которым они действительно интересны, с которыми мне комфортно работать, — говорит Денис. — Они могут жить в любой части света. Многие люди до сих пор заблуждаются: они ищут не работу, а место работы — здание, в которое надо приходить. На самом деле работать можно где угодно и когда угодно. На новогодние каникулы я с семьей уезжал в деревню в Архангельской области. У меня были с собой только ноутбук и 3G-модем. И я сумел закончить один из своих проектов.

Совсем недавно Денису поступило необычное предложение — поучаствовать в проектировании нового комплекса для северского зоопарка, который планируется переносить из закрытого города на «свободную» от колючей проволоки территорию в районе нового моста.

— Меня пригласили как руководителя: нужно было организовать работу студентов с программным обеспечением — создать единую «виртуальную среду», — говорит Денис. — Но постепенно я «втянулся» и стал участвовать в разработке проекта. Сложно объяснить словами наш замысел. Мы пытаемся создать принципиально новый тип зоо­парка. Это будет своего рода экосистема, максимально приближенная к естественной среде обитания животных. Люди и животные отделяются в ней друг от друга не клетками и решетками, а естественными преградами: водой или перепадами высот.

На счету архитектора Дениса Холопова больше десятка реализованных проектов. Например, многоквартирный жилой дом по улице Мельничной, 47, реконструкция детского сада № 53 на Ивановского. Сейчас он работает, в основном, над проектами коттеджей и частных домов.

Были и крупные проекты. Например, «квартал-невидимка».

— За магазином «Тысяча мелочей» есть участок, куда можно попасть через арку с проспекта Ленина. У нас была задача превратить полуразрушенную застройку внутри в современный центр с торговыми, административными и офисными площадями и большой подземной стоянкой, который при этом не нарушал бы внешний вид исторической среды, был бы «скрыт» от глаз, и восстановить пешеходную улочку. К сожалению, воплотить его в жизнь не удалось: разные участки территории принадлежат разным собственникам.

IMG_4503

Комфортная страна субурбия

Денис уверен: архитектор должен думать не только о прочности и красоте, но и о том, что сегодня востребовано временем и обществом. А для этого недостаточно сопромата, нужно интересоваться и политикой, и психологией. Чтобы понимать, какие объекты и какая архитектура сегодня нужны, как люди воспримут те или иные решения.

— Глядя на зарубежную архитектуру, мы говорим: да, это красиво. Но сознание русских людей во многом сформировано «хрущевками». Поэтому российские архитекторы впадают в две крайности: либо в чистый функционализм, либо в такой полет фантазии, который рождает архитектурную несуразицу. В советское время была потребность в домах-коммунах. Это крайне утилитарные здания, упрощенные, минималистичные. Сегодня мы нуждаемся в комфортном жилье.

Комфорт — это не про то, из каких материалов строить или каким цветом красить фасады. Вообще, многоэтажки Денис называет «временным местом жительства». Они хороши для бизнес-центров, общежитий, домов социального найма. А настоящий дом с большой буквы должен находиться в малоэтажном пригороде «делового» города.

У американцев для такой застройки есть термин — субурбия. В таких районах человеку комфортнее: это не каменные джунгли, а приветливый поселок, где все друг друга знают. А в многоэтажных муравейниках с соседом знакомятся, только когда нужно попросить музыку потише сделать. Вот и все общение. Оказывается, научить людей дружить — тоже задача архитектора.

IMG_4665

О гармонии и геометрии

Именно от предназначения будущего здания зависит его внешний вид, считает Денис. Поэтому из каждого своего заказчика он старается «вытащить» как можно больше подробностей: для чего будет использоваться то или иное помещение, как оно будет обустроено. Только так можно создать действительно живой проект, а не предлагать бесконечное количество ненужных вариантов.

— Ты постоянно находишься в поиске гармонии. А для этого нужно сначала обрести гармонию внутри себя. То есть это такая буддистская профессия, — смеется Денис. — Чтобы отвлечься от работы или, наоборот, найти ключ к решению какой-либо задачи, я в свое время начал смотреть фильмы о происхождении Вселенной, читать научную литературу и психологию. Даже изучил фен-шуй. Я пробовал пользоваться этим знанием на практике: оно действительно работает. Например, в проектировании жилых домов или интерьеров нужно избегать острых углов. Перед входом в индивидуальный дом лучше создать какое-то препятствие, например, поставить фонтан или другую малую архитектурную форму. Это перенаправляет энергию лучшим образом и заодно оживляет пространство перед домом, делает его не таким прямолинейным. Кто-то скажет, что это всего лишь самовнушение. Но ведь учению уже тысячи лет. Да и у славян тоже были свои представления о том, в каком месте строить дом и как обустраивать жилище. Мир более тонок и сложен, чем мы привыкли думать.


Опубликовано в 97 номере от 28 марта 2013 года.

Оставьте свой комментарий


Архив

Цитата

«Мне непонятно, почему некоторые из ваших деревянных домов сохранились в таком плачевном состоянии. Это же такое уникальное явление, в мире их больше нигде нет!». Эмир Кустурица

Из материала

«Вспомнить все»

Проекты

Архив статей

  • 2013
  • 2012
  • 2011
  • 2010