Городская газета

От чего плачет кондуктор?

Просмотры: 1 507

Ежедневно на улицы Томска выходит около шестидесяти троллейбусов. В каждом из них мы сталкиваемся с кондуктором, получаем билет и забываем об этой встрече. Чтобы понять, о чем думает и от чего плачет кондуктор, нужно хотя бы день провести в троллейбусе, не сходя на нужной остановке. // Полина Щедрина, студентка факультета журналистики ТГУ.

IMG_8788

Введение в специальность

Меня ведут по темным коридорам троллейбусного депо. На улице ждет троллейбус, на котором я должна отправиться в первый пробный рейс. Сквозь стекло кабины вижу водителя и кондуктора — в ближайший час самых нужных мне людей на свете.

— Открой салон журналисту! — кричит мой провожатый.

В моем распоряжении — больше двадцати кресел, но мне упорно советуют сидеть на печке. Троллейбус № 2 с маршрутом «Депо — Черемошники» выходит в свой ежедневный рейс.

— Каждый день мы меняем маршрут: сегодня едем до вокзала, завтра — на Каштак, потом — на площадь Южную. Уже привыкли каждый раз менять направления, — улыбается Ирина, кондуктор.

Черемошники. Конечная остановка, до которой доезжают обычно человека два, не больше. Жалуюсь на замерзшие ноги. Ирина сокрушенно вздыхает:

— Это еще терпимо. В минус двадцать еще можно. Но в тридцатник совсем туго. Зимой холодно, летом жарко — и не знаешь, что лучше.

Вадим Викторович возвращается и протягивает нам с Ириной по шоколадке. «Чтобы совсем задобрить», — улыбается водитель. Между водителем и кондуктором троллейбуса нередко устанавливается особая связь. Даже такая, с шоколадками.

Кондуктор для водителя — это и «глаза на затылке» (видит, что происходит у дверей), и порой единственный собеседник за смену. Невольно сближает и начало рабочего дня в шесть утра.

Про людей

За один рейс прочувствовать специфику работы невозможно. И в воскресенье я снова в троллейбусном депо — помогаю кондуктору Татьяне на маршруте № 3.

Таня работала преподавателем в музыкальной школе. Потом стала совмещать основную деятельность с профессией кондуктора: прожить на зарплату учителя стало сложно. Теперь же кондуктор — ее основная работа.

— Среди нас много бывших медиков и учителей, — говорит Таня. — Уходим в профессию не от сладкой жизни. Но куда в итоге приходим? В этой работе много неудобств. Но главные страхи — ошибиться в деньгах и не поладить с пассажирами.

Пассажиры — главная головная боль кондуктора, самая частая причина слез и срывов. Люди бывают разные. Некоторые относятся к кондуктору порой с презрением, и даже по-хамски. Бывшим учителям или врачам тяжело адаптироваться к новой реальности.

— Как-то я разговаривала со своей коллегой из школы, — вспоминает Таня. — Узнав, где я подрабатываю, она сказала: «Если бы я кондуктором работала, я бы такая спокойная стала тогда»… Со стороны все выглядит просто: спокойно ходишь по салону, вежливо требуешь деньги за проезд, садишься на место… На самом деле, когда я встречаю теплоту по отношению к кондуктору, сильно удивляюсь.

Про деньги

Ошибиться с деньгами — второй главный страх кондуктора.

— Только что разговаривала с вами, отвлеклась — как тут же совершила ошибку: дала сдачу с десяти рублей, как с пятидесяти.

Там, где есть деньги, встречаются и нечестные люди. Поэтому кондукторы опасаются не только ошибиться в расчетах.

— Боюсь ошибиться с фальшивыми деньгами. И не одна я. Мы зачастую из-за этого не принимаем крупные купюры, говоря: «У меня нет сдачи». Иначе нужно будет вернуть в кассу из своего кармана. А жулики, конечно, есть. По разговорам слышала: одному нашему кондуктору подсунули фальшивую тысячную купюру. Она проверила ее, распознала, крикнула: «Милицию сейчас вызову!». Так преступник выхватил эту купюру и выбежал в открытые двери. Не ошиблась, значит.

Про счастливые и несчастливые билеты

Чем по-настоящему любимы троллейбусы, это возможностью получить так называемый «счастливый» билетик, где сумма трех первых цифр совпадает с суммой трех последних. Такой билет нужно съесть, думая при этом о самом заветном своем желании.

Обязанность кондуктора также в том, чтобы дать в руки пассажиру билет (не только счастливый).

— Каждый раз на конечной остановке нам нужно отмечать номер последнего проданного билета, — рассказывает Таня. — И билеты с номерами до этого мы продавать уже не имеем права, не то получается возможность два раз продать один билет. Некоторые отказываются брать билет, считая, мол, он мне ни к чему. В таких случаях я прошу: «Возьмите на память». Срабатывает!

Ездили мы с мужем прошлым летом в Ленинград. Катались на троллейбусах — мне же интересно, что да как. Однажды мне не дали билет. Случилось это в центре города, и кондуктор, никого и ничего не стесняясь, сразу же положил этот билет себе в карман. В Ленинграде проезд на троллейбусе стоит 23 рубля… Причем Ленинград — это город, который полон народу круглый год. Представляете, в каких это там масштабах происходит?

Снова про людей, про жизнь и воскресенья

Это мой четвертый рейс за день. Маршрут «Южная — ОКБ» останется в памяти навсегда. Пригретое место у печки почти пустует: очень уж хочется двигаться, да и жарко до невозможности, тем более когда за окном солнце. Таня меня понимает:

— А летом, когда жара, а от форточек толку почти никакого, когда на улице гуляют, а у тебя работа, так совсем невмоготу!

Троллейбус идет то почти полный, то полупустой. Воскресенье — штука непостоянная. Едут компаниями, часто с маленькими детьми. Они смеются, капризничают и засыпают у окна в ожидании остановки, пригретые солнцем.

Троллейбус останавливается, в салон пытается зайти человек. Не получается: падает. Пробует снова. Успех!

— Это называется человек не очень трезвый, — шепотом комментирует Таня. — Я за ними, конечно, смотрю. Если они просто благополучно выходят на своей остановке — вздыхаю с облегчением. А еще они любят в троллейбусе поспать. Это хуже!

Меняются люди, остановки. Толпы особой нет — потому-то все, как только заходят, сразу идут рассчитываться. На опыте подмечено: в толпе человеку проще затеряться, обмануть, прикинуться пассажиром с уже оплаченным билетом.

— Я до работы здесь о народе нашем лучше думала. Теперь, когда увидела все своими глазами, разочаровалась. Напишите еще: нашему депо не хватает не только кондукторов, но и вежливых, доброжелательных пассажиров!

Впереди последний рейс, расчет с кассой и отдых. До следующего рабочего дня: с ранним утром, не выспавшимися пассажирами, счастливыми билетами…

Один билетик Таня все-таки взяла. Точнее, крохотный бумажный кораблик, сделанный чьими-то умелыми руками из использованного билета и оставленный на сиденье. Таня улыбается: «На память».


Опубликовано в 97 номере от 28 марта 2013 года.


Комментарии

Прочитала статью и весьма разочаровалась!

Оставьте свой комментарий


Архив

Цитата

«Мне непонятно, почему некоторые из ваших деревянных домов сохранились в таком плачевном состоянии. Это же такое уникальное явление, в мире их больше нигде нет!». Эмир Кустурица

Из материала

«Вспомнить все»

Проекты

Архив статей

  • 2013
  • 2012
  • 2011
  • 2010