Городская газета

«В Томске ничего не отвлекает от искусства» Зачем режиссеру и музыканту твиттер? Театр или учреждение, дающее спектакли? И при чем тут талант? Разговор перед премьерой

Просмотры: 923

Накануне премьеры мы выясняли у гостя нашего города, каково это — работать в чужих краях, зачем ему нужен твиттер, и почему в ТЮЗе появится спектакль именно по Чехову. // Интервью: Мария Симонова.

photo

Алексей Серов — режиссер спектакля «Руководство для желающих жениться», комедии по произведениям А.П. Чехова. Премьера спектакля состоялась в ТЮЗе 15 марта 2013 года. Родился в Ленинграде, учился в Ленинградской консерватории на отделении оперной режиссуры, закончил ЛГИТМиК. Творческая биография Серова насыщенна: работы в театрах Москвы и Петербурга (среди них — трагично известный мюзикл «Норд-Ост»), руководство театром «Красный факел» в Новосибирске и Молодежным театром в Волгограде. Фото Алены Кардаш.

Когда я приезжаю в свой родной город Санкт-Петербург, то сразу вижу — на улицах много пожилых людей. А в Томске иначе, и это производит самое приятное впечатление. Чувствуется — город живой.

Совершаю утренние пробежки. К сожалению, не каждый день. Простудился, поэтому пока перестал бегать и делать зарядку, побоялся излишней нагрузки. Но нашел себе место для пробежек — бульвар на Кирова, неподалеку от служебной квартиры, где я живу.

Вообще я человек, предпочитающий режим, ночные посиделки меня не привлекают. Тем более, что у меня двое детей, они рано встают. Когда есть возможность, я обожаю отвозить свою старшую дочь в школу. Тем более, что для нас это, по большому счету, единственная возможность пообщаться.

Недавно часа три бродил по городу, мне показалось, что во время прогулки легче думается, чем когда я сижу за компьютером. Так появляются идеи для спектакля «Руководство для желающих жениться»… Мы очень бережно относимся к текстам Антона Павловича Чехова. Если бы я хотел сделать авангардную вещь, то взял бы пьесу совершенно другого автора. Мне же хочется именно текста Чехова: «Они хочут свою образованность показать и все время говорят о непонятном», «Желаю, чтобы и вы были таким же честным человеком, как я! Одним словом, позвольте вам выйти вон!» из «Свадьбы». Думаю, в зале будут не только смеяться, в какой-то момент зрители ощутят пронзительную грусть. Не зря Иван Бунин писал, что чеховский юмор сродни отчаянию: в какой-то момент комок подступает к горлу.

«Руководство для желающих жениться» — изумительный рассказ Чехова. Он с иронией относился к супружеским узам, хотя это не мешало ему состоять в браке со знаменитой актрисой. Мы в спектакле тоже с иронией подходим к теме взаимоотношений супругов. Она близка для всех. Если молодые люди сами еще не успели пожениться, они все равно видят примеры различных союзов. Отношения мужчины и женщины — самое узнаваемое, что есть в нашей жизни.

Мне бы очень хотелось, чтобы спектакль был интересен молодым зрителям. Моей старшей дочери сейчас семнадцать лет, покажу ей видео томской постановки и буду с нетерпением ждать ее отзыва. Если она скажет: «Папа, а Чехов-то классный!», то это станет для меня высшей наградой.

Добровольное одиночество

За двадцать лет карьеры было только три-четыре года, когда я не работал главным режиссером или художественным руководителем. Хотя попробовать себя в новой обстановке тоже всегда интересно. В любом случае режиссер — это моя профессия, я ею зарабатываю деньги. Кто-то кладет камни, кто-то работает политиком, а я ставлю спектакли.

Режиссер на постановке в чужом городе — это такая схима, добровольное одиночество. Это сложно, но зато у тебя есть возможность что-то переосмыслить и полностью предаться искусству. В Томске меня от него ничего не отвлекает. Я не сторонник тусовок. Вечером после репетиций меня ждет Интернет и книги. Я веду твиттер. Мне нравится лаконичность. Твиттер — сто сорок символов, которые изменили мир. Я не захожу ни в «Фейсбук», ни в «Контакт», никогда не бывал на «Одноклассниках», потому что там нет этой лаконичности. Иногда читаю твиттер старшей дочери. Невольно отмечаю время ее постов, думаю: «Опять она легла в 5 утра, а в 8 ей уже вставать в школу!». Кстати, если дочка на меня за что-то обижается, то удаляет из «друзей» в твиттере.

В моем твиттере написано «русский режиссер и музыкант». Я воспитан на русском искусстве: Чайковский, Глинка, Гоголь, Шостакович… Обожаю немецкую, итальянскую культуру и музыку, но чувствую себя плотью от плоти русской культуры. Я же написал не просто «русский», а именно «русский режиссер и музыкант».

«Я знал, почему одни актеры попались, а другие спаслись»

Работа над «Норд-Остом» стала для меня неоценимым опытом. Это был такой продюсерский театр. Сила и величие той постановки в том, что она стала первым стационарным мюзиклом в России. Такой была задача авторов проекта. Специально для «Норд-Оста» переоборудовали здание, в нем могли играть только этот спектакль. Планировалось, что мюзикл будет идти долго. Как в Лондоне, где один и тот же мюзикл может играться двадцать пять лет по девять раз в неделю. Отлажена целая система, кому в какой день играть ту или иную роль. Театр — это вообще военизированная система, где все должно быть отлажено. Если в нужный момент в кулисе костюмер не положит нужный платок в определенный карман, то затем сцена будет сорвана… А в мюзиклах детали выверены еще жестче.

Авторы «Норд-Оста» Георгий Васильев и Алексей Иващенко подошли к делу очень скрупулезно. Васильев — талантливый бизнесмен и интересный, решительный человек. Я не удивился, когда во время трагедии увидел его в новостях среди тех, кто в первых рядах выносил из здания на Дубровке раненых. Такой поступок для него очень естественен.

Когда я смотрел в новостях сюжеты о захвате заложников в здании, где шел мюзикл, то понимал, почему одни артисты попали в окружение, а другие спаслись. Я прекрасно знал ту первую сцену второго акта спектакля, во время которой в зале появились боевики. Сам ее когда-то сочинял вместе с авторами «Норд-Оста». И помнил, кто именно был на сцене и не сумел скрыться от террористов.

Театр, талант, демократия

Не знаю, с каким театром будет связана моя жизнь в ближайшем будущем. Я ничего не загадываю. 24 марта у меня премьера в Волгограде (это работа с симфоническим оркестром, уже несколько лет я режиссирую им постановки, где сочетается музыка и слово). Потом лечу в Петербург, где сейчас живет моя семья. Начну переговоры о новых работах, у меня есть предварительные договоренности в Москве и Петербурге. Но если появятся предложения из других городов, в том числе из Томска, то их я тоже буду рассматривать. Хотя в ближайшее время не хочу становиться художественным руководителем какого-либо коллектива. Слишком был привязан к своему театру («Молодежный театр» в Волгограде, который Серов покинул в прошлом году – ГГ). Не бывает так, чтобы любил, любил, а потом спокойно перешел в другой театр. Нужно время.

У одного замечательного режиссера, эмигрировавшего из России, однажды спросили: «Почему ты не возвращаешься?», на что он ответил: «Не все ли равно, где сидеть в зале и смотреть на сцену, пытаться простроить на ней жизнь?». Актеры везде одинаковые, и когда ты правильно с ними работаешь, то они отзываются. Талант — всегда относительное понятие. Важнее открытость ко всему новому, доверие, искренность в работе, взаимопонимание. Анатолий Эфрос говорил: «Театр — это или группа артистов и режиссер, которому они доверяют, или это учреждение, ежевечерне дающее спектакли».

Театр — это не демократия, а цивилизованная диктатура творчества, и во главе его должна быть достаточно авторитарная личность. Актеры должны воспринимать театр не просто как работу, а как свою судьбу. Иначе ничего не получится.


Опубликовано в 97 номере от 28 марта 2013 года.

Оставьте свой комментарий


Архив

Цитата

«Мне непонятно, почему некоторые из ваших деревянных домов сохранились в таком плачевном состоянии. Это же такое уникальное явление, в мире их больше нигде нет!». Эмир Кустурица

Из материала

«Вспомнить все»

Проекты

Архив статей

  • 2013
  • 2012
  • 2011
  • 2010