Городская газета

«На телевидении мы с упоением изобретали велосипеды» Поэт, драматург и сценарист московских сериалов Ирина Яблокова рассказывает «Городской газете» о творчестве, журналистике, сериалах и рыбалке

Просмотры: 1 512

// Мария Симонова.

В экспедиции Магистрали сибири

Ирина Яблокова — заместитель директора по маркетингу Северского театра для детей и юношества. Ее творческая биография очень насыщенна: поэт, автор детских книг и текстов песен, драматург, сценарист детского шоу «Алиса», журналист первого кабельного ТВ Северска, один из первых редакторов рекламного агентства РИКА (ГТРК), заместитель гендиректора Северской телекомпании. Пишет сценарии для сериала «Лесник», которым занимается продюсер «Мостелефильма» Андрей Тартаков. Фото из архива Ирины Яблоковой.
Как готовят на «творческой кухне»

— Я пишу пьесы, сериалы, детские книжки, песни — на первый взгляд, «ассортимент» получается весьма разнообразный. На самом деле, это достаточно похожая работа. Работа с информацией. И с этой точки зрения нет принципиальной разницы между сериалами или сценариями к документальному фильму. Есть, конечно, своя специфика, но не больше. Это похоже на то, как мы готовим еду: рецепты разные, хотя продукты могут быть одни и те же. Не зря же есть выражение «творческая кухня»…

— Вот что точно стоит особняком — так это поэзия. Лирика — это момент творческой исповеди. Я не афиширую ее, хотя и не скрываю. Никогда не стремилась печатать стихи, правда, «в народе» они как-то сами по себе разошлись. В ТЮЗе в свое время был поставлен спектакль-концерт «Театральный роман», где они звучали. И сказки для детей — это тоже особое удовольствие. А все остальное, скорее, литературная работа.

— У меня есть творческое везение. Все люди, которые встречались в жизни, обязательно давали мне что-то важное, чему-то учили. Я очень благодарна им: во многом они меня сделали. Например, композитор Юлия Морозова, автор музыки к шоу «Алиса» и многим спектаклям. Или Наталья Корлякова: когда работаешь с режиссером такого уровня, невозможно не научиться чему-то. Из полутора десятка пьес для детей немалая часть создана с учетом ее замечаний и пожеланий. Подобные творческие союзы возникают очень редко, и это особенная удача.

«Библия» для сериалов

— Сериалы — это достаточно сложное ремесло. Представление о том, что автор сидит, вокруг него летают музы и приходит вдохновение, совершенно неверно. Это работа, требующая большого напряжения и определенного уровня ремесла. Она учит четко структурировать свои мысли и удерживаться в рамках, что не всегда легко для творческих людей. В сериале у тебя определенное количество сцен, героев, требования по жанру. Мне не всегда удается удержаться в формате, меня часто упрекают в том, что я пытаюсь сделать из боевиков гайдаевские комедии.

— Иногда придумаешь какой-то сюжет, но узнаешь, что опоздала: эти герои уже разошлись или персонаж погиб… Над сценариями сериалов работает очень много разных людей, а руководит ими литературный редактор. У него есть «библия» — так называют информационную базу сериала, где прописаны все истории, что происходит во время той или иной серии, все, что случилось с героями, как складываются у них отношения, «кто кого родил»… Наверное, поэтому и называют эту базу в шутку «библией».

Первый хариус

— Север привлекает меня больше юга. Жару я не люблю. И потом, на севере потрясающая рыбалка! Однажды на реке Яме (Магаданская область) случились спонтанные соревнования по рыбной ловле. У меня были опытные проводники, они показали мне пару хороших ямок, где затаилась мальма. И мой улов оказался богаче, чем у «конкурентов». К заметному удовольствию моих проводников — еще бы, приезжая журналистка оставила с носом пятерых мужиков. Фото из Архива Ирины Яблоковой.
Что такое независимое телевидение, никто не знал

— В Северске независимое телевидение появилось чуть раньше, чем томское ТВ-2. На кабельном ТВ Северска подобралась своя команда: Сергей Примак, Андрей Антипов, Елена Чиканцева, Елена Ульянова, Олег Скальский. Что такое независимая журналистика и телевидение, никто из нас толком не знал. Единственной профессиональной телевизионной компанией в области была тогда ГТРК. А мы с упоением «изобретали велосипеды», но работали активно, выигрывали гранты, делали новые программы, методом проб и ошибок осваивали профессию.

— Спустя несколько лет я вернулась на телевидение, в Северскую телекомпанию. Но дух романтики и первооткрывательства уже выветрился, сформировались определенные отношения с властью, и то, что мы вытворяли в момент становления, те фильмы и репортажи в Северске стали невозможны.

Романтику сменила эпоха профессионализма, и, наверное, это не так уж плохо. Многие из тех, кто делал свои первые шаги в маленькой студии северской телекомпании или в рекламных роликах, стали известными, уважаемыми журналистами, мне приятно сегодня видеть коллег на экране.

Журналистом ты остаешься навсегда: что бы я сейчас ни делала, чувствую, во мне просыпается журналист, начинает проверять информацию, задавать вопросы…

Как снимали первые рекламные ролики

— В рекламу я тоже попала, когда этот рынок только начал зарождаться в Томске. Такой режиссер, как Юлия Ратомская, снимала рекламные ролики! К ним относились серьезно, как к малому жанру, и старались делать их максимально хорошо.

До сих пор помню, как в одном из роликов Евгений Казаков и Лера Корлякова играли влюбленную пару. По сценарию они должны были со счастливым видом бегать по берегу реки и рисовать дом на песке. В день съемок резко похолодало, но у нас уже было заказано все видео­оборудование, мы не могли отложить работу. Актеры отнеслись к этому с пониманием, честно плескались водой. Ролик был снят, но я до сих пор помню их замерзшие, посиневшие руки! К счастью, никто не заболел.

Как полюбить Сибирь и Дальний Восток

— Помню, с юными журналистами проехали по всему БАМу, вплоть до Советской Гавани: собирали материал для журналистского сборника «БАМ. Начало века», писали репортажи о том, как на этой территории сегодня живут люди. Иногда нас пытались ограничить в общении, хотели, чтобы мы посещали только администрацию. Тогда мы с Ириной Жилавской как «старшие» шли к чиновникам, а молодые ребята-журналисты в это время знакомились с городом или поселком, людьми, узнавали об их жизни. Было столько удивительных встреч! Например, во время этого путешествия мы случайно познакомились с племянницей Ивана Бунина. После той поездки я навсегда полюбила Сибирь и Дальний Восток, ничего более красивого я нигде не видела.

О пионерском прошлом и театральном настоящем

— Я принадлежу к поколению счастливых людей — у нас было пионерское детство. Я занималась в народном театре кукол Дома пионеров — там выросло целое творческое поколение людей, многие из них теперь работают в нашем театре. Мы ставили простые пьесы, но работали с марионетками, а это, наверное, одно из самых сложных направлений в кукольном театре. Ездили на гастроли в пионерские лагеря, уставали и в то же время были счастливы — все было по-настоящему.

— То, что наш театр находится в закрытом городе, конечно, мешает. Но у нас есть уникальные зрители — люди, которые с детства знают театр. У нас есть шанс, что нас поймут, у нас с нашим зрителем общие пристрастия. В Томске мы тоже работаем, но выездные спектакли — это все-таки игра на чужих площадках. На гастролях нет той ауры, родных «намоленных» стен, которые помогают нам в своем театре. Хотя, когда наша труппа показывала «Последнюю жертву» на сцене Малого театра в Москве, — это было исключительным событием для всех нас, мы как причастились…


Опубликовано в 99 номере от 25 апреля 2013 года.

Оставьте свой комментарий


Архив

Цитата

«Мне непонятно, почему некоторые из ваших деревянных домов сохранились в таком плачевном состоянии. Это же такое уникальное явление, в мире их больше нигде нет!». Эмир Кустурица

Из материала

«Вспомнить все»

Проекты

Архив статей

  • 2013
  • 2012
  • 2011
  • 2010