Городская газета

15 рублей. На что? Владельцы маршрутного бизнеса рассказывают, каких перемен ждать горожанам после повышения тарифа на проезд

Просмотры: 1 345

Требуя повышения тарифа, владельцы маршрутного бизнеса говорили о том, что им не хватает средств на обновление автобусов, установку навигации «ГЛОНАСС» и другие качественные изменения. Ждать ли вслед за изменением цены повышения качества? Этот вопрос мы задали самим «маршрутникам». // Мария Симонова.

«Улучшений ждать не стоит, повышение тарифа только перекрыло инфляцию»

IMG_9343

Ирина Молодюк,
индивидуальный предприниматель, работает на маршруте № 28/38:

— Не думаю, что стоит ждать каких-то перемен и улучшений. Для этого надо было каждый год повышать тарифы. Прежняя цена делала наш бизнес убыточным. Уже четыре года не меняли стоимость проезда, и нынешнее повышение — это капля в море. Тем более что в этом году налоги возросли в три раза. Если прежде я платила за работников девять тысяч рублей, то теперь — больше тридцати тысяч. Увеличение цены позволит нам только переносить инфляцию. Расходы в нашем бизнесе велики: дорожает бензин, растут налоги. Объективно тариф должен быть двадцать рублей. Например, в 2003 году бензин стоил пять рублей и тариф был пять рублей, тогда у нас была возможность принимать на работу двух водителей. Теперь мы уже не можем такого себе позволить. Люди жалуются: «Вот водитель!..». А он просто с утра до ночи за рулем, причем пассажиры-то попадаются очень разные. Тарифы надо повышать каждый год, я экономист и знаю, как они индексируются: шесть-восемь процентов на инфляцию плюс двенадцать процентов — риски. Никогда не знаешь, что в автобусе сломается. Ремонт требует больших затрат, да еще и маршрутка, пока неисправна, простаивает.

У нас старые автобусы, они часто выходят из строя. Но новый автобус стоит 1,2—1,4 миллиона рублей. Скоро эти модели не будут производиться, а другие стоят уже от двух миллионов и выше. Мы бы рады обновить парк, но для этого нужно брать кредиты.

«Инвестировать в развитие можно будет только осенью»

сирин

Виктор Сирин,
директор автотранспортного предприятия и бригадир маршрута № 2:

— В первый месяц после повышения тарифа всегда запускаются два процесса. Во-первых, перераспределение денег между предпринимателями и водителями. Это очень острая тема для каждого маршрута. Выручка увеличилась, и водители хотят, чтобы их зарплата заметно поднялась, не все предприниматели с ними согласны. Иногда доходит до того, что водители швыряют ключи, заявляют «Не хотим работать за такие деньги!» и увольняются.

Во-вторых, перераспределение пассажиропотока между нами и муниципальным транспортом. Кто-то переходит на троллейбусы, где проезд теперь стоит десять рублей, кто-то по-прежнему предпочитает маршрутки.

Ждать, что раз проезд повысился до пятнадцати рублей, все срочно станут белыми и пушистыми, не нужно. Тариф подняли летом, когда пассажиропоток самый низкий. Мы не ощутим этого повышения. Соответственно, возможность инвестировать в развитие появится только осенью, когда прибыль действительно вырастет.

Стоимость подняли до пятнадцати, а не до семнадцати рублей. Поэтому у нас не будет таких доходов, которые способствовали бы объединению маршрутов, созданию диспетчерских служб, обучению диспетчеров, установке системы «ГЛОНАСС».

Такие перемены позволили бы следить, чтобы водители выполняли плановое количество рейсов. Да, сейчас некоторые уходят с маршрута раньше времени. Но для важных нововведений нужны немалые средства. После повышения до пятнадцати рублей они у нас не появятся. Прибыли хватит только на то, чтобы закрыть прорехи, которые накопились за четыре года, когда стоимость проезда не менялась.

О покупке новых автобусов речь сейчас тоже не идет. За свои деньги никто не сможет купить новый автобус, нужно брать кредит. Желание развиваться у нас есть. Если это будет нам экономически выгодно, значит, мы будем что-то делать. Если нет, то все останется на прежнем уровне.

Дисциплину в любом случае мы собираемся налаживать. В вечернее время нужно, чтобы маршрутки стабильнее ездили. Но все определяет экономика. Себестоимость проезда по маршруту еще год назад была семьсот рублей. Если водитель везет всего двух человек, то это невыгодно. А после восьми-девяти вечера на остановках мало людей.

«Через год-полтора начнем обновлять автобусы»

IMG_9631

Виктор Дагестанский,
представитель перевозчика маршрута № 12:

— Перемены будут, и томичи их заметят, но не в самое ближайшее время. Тариф не повышался четыре года, сейчас нам надо время, чтобы набрать силы.

После повышения стоимости проезда мы, разумеется, увеличим зарплату водителям. Их мы не обидим. От недофинансирования их доходы страдали больше всего. Другая острая проблема — сам подвижной состав, он уже на пятьдесят-семьдесят процентов изношен и в последнее время мало обновляется. Через год-полтора, надеюсь, начнем обновлять подвижной состав.

Раньше на двенадцатом маршруте ежегодно обновляли по четыре-пять автобусов. Устаревает транспорт за шесть лет. Прежде предприниматель безболезненно менял автобус: брал в банке кредит, заемный капитал. Сегодня банки считают, что наш бизнес находится в зоне повышенного риска. Ведь повышение тарифов стало политическим вопросом, депутаты и чиновники стремятся их сдерживать, особенно накануне выборов. В итоге мы не можем вовремя покупать новые автобусы, а это же безопасность! Почему такой важный момент не беспокоит горожан? Не знаю, почему жители Томска так относятся к водителям, что даже кличку дали — «маршрутники». Нас постоянно подозревают: «Им лишь бы нахапать побольше денег!» Неужели вам не дорога ваша жизнь? Я вот не хочу попасть в автобус, у которого во время спуска с горы откажут тормоза. Люди должны бороться за свою безопасность. А дотаций из бюджета мы не получаем, вложить в новые автобусы можем только то, что собрали с людей. Так что рост тарифа и безопасность пассажиров связаны напрямую.

Сейчас и тариф повысили на 3 рубля, и мэр пообещал, что банки повернутся к нам лицом, и что мы ежегодно будем пересматривать тариф. Это будет безболезненней — наценку на рубль никто особо не замечает, а резкое повышение на 3 рубля ощутимо для кошелька. Но перемены по обновлению парка начнутся не раньше, чем через год. Для приобретения нового автобуса нужен стартовый капитал, кредит на всю сумму банк не даст. Сегодня знаю, что у нас на маршруте есть два предпринимателя, желающих поменять пять автобусов. Настрой есть. Они уже ищут варианты, в связи с повышением тарифа подали заявки в банк. Так что рабочий процесс идет, и мы дождемся перемен.


Опубликовано в 103 номере от 27 июня 2013 года.

Оставьте свой комментарий


Архив

Цитата

«Мне непонятно, почему некоторые из ваших деревянных домов сохранились в таком плачевном состоянии. Это же такое уникальное явление, в мире их больше нигде нет!». Эмир Кустурица

Из материала

«Вспомнить все»

Проекты

Архив статей

  • 2013
  • 2012
  • 2011
  • 2010