Городская газета

На чем поедем по городу?

Просмотры: 1 071

Убеждать в удобстве городского троллейбуса и трамвая не нужно никого. Достаточно посмотреть, насколько они сегодня наполнены, и становится ясно: муниципальный электротранспорт востребован. Однако во многие районы города трамваем или троллейбусом не доедешь. «Маршрутники» же до конца проблему не решают: маленькие неудобные автобусы, невысокая дисциплина, нестабильный график перевозок, особенно в вечернее время. Навести порядок здесь помогут муниципальные автобусы. Но есть вопросы… / Вадим Андрианов.

Вопрос 1. Поздно вечером?

Единственным достижением мэрии в работе с частниками в 2009 году стало увеличение тарифа на проезд до 12 рублей. В качестве одного из обоснований называли будущее повышение качества обслуживания в «маршрутках».

Ничего подобного пассажиры не заметили. Один из важнейших параметров – выполнение графика – никак не контролируется.

Согласно нормативным документам большинство маршрутов заканчивают свою работу в период с 23.30 до 00.00 часов. Но каждый, кто хоть раз поздно оказывался на остановке, знает: после одиннадцати встретить ПА­Зик — настоящая удача.

Водитель автобуса 26-го маршрута пояснил нам, что после 22.30 они работают по желанию, контроля за выполнением поздних рейсов нет. Почему мэрия не контролирует этот важнейший для пассажира параметр?

Она получила мощный инструмент воздействия на частных перевозчиков — их обязали заключить договоры, в которых указаны права и обязанности сторон. Но документы составлены так, что ни к чему реальному перевозчика не обязывают. Нет там и пункта о выполнении поздних рейсов. Так что для пассажира ожидание автобуса вечером остается лотереей.

Вопрос 2. Кто поедет по Клюева?

Строительство развязки на Балтийской резко снизило транспортную доступность Академгородка, туда запретили ездить «маршруткам» №№ 25, 5. Взамен пассажирам ничего не предложили. Хотя в сентябре была открыта улица Клюева и предприниматели маршрута № 25 предлагали пустить автобусы по Клюева от Солнечного до Академгородка.

Но в администрации заявили: ПАЗиков на Клюева не будет. Понятно, если бы муниципалитет пустил по Клюева свой маршрут, но сегодня на этой улице вообще нет никакого общественного транспорта.
Парадокс — в городе действует новая магистраль, но пассажиры ею не пользуются. Для сравнения: в Новосибирске недавно открыли путепровод, дублирующий путь из спального района в центр. Общественный транспорт пошел по новому маршруту уже через три дня. Со «старта» улицы Клюева прошло уже три месяца, но ни одного автобуса там до сих пор нет.

Вопрос 3. Куда пускать автобусы?

Осенью в ТТУ пришли новые большие ЛиАЗы в рамках федеральной программы приобретения транспорта для муниципальных нужд. Автобусы для трамвайно-троллейбусного управления — не самый удобный подвижной состав, ведь они требуют совсем иного обслуживания, чем электротранспорт. Необходимо новое оборудование, отдельный персонал.

От прихода автобусов до выхода их на линию прошло полтора месяца. Один ЛиАЗ при работе на напряженном маршруте способен приносить пять-восемь тысяч рублей в день. То есть потери от простоя составили минимум три миллиона рублей!

В ноябре новые автобусы поехали по маршруту №?18 — от АРЗа до площади Транспортной. Но и здесь управление оказалось неэффективным. Конкурентом ТТУ на этом же маршруте стали северские автобусы № 405. Но в 405-м проезд стоит 9 рублей, а в автобусах ТТУ — 12 рублей. Естественно, что большинство предпочитает более дешевый аналог. Вот и ходят огромные ЛиАЗы полупустыми.

Ситуацию должен был исправить новый маршрут, который в мэрии готовили специально для ТТУ. Но «свежие» кольцевые маршруты № 33/34 пойдут по пр. Ленина, который уже давно задыхается от переизбытка общественного транспорта. Они не будут заходить ни в один спальный район города. Зачем пускать большие автобусы по маршруту, где пассажиропоток заведомо невелик? Почему нельзя направить их в спальные районы, откуда в часы пик проблемно выбраться?

Кольцевой маршрут № 33-34
будет следовать по схеме: пл. Привокзальная — пр. Кирова — ул. Елизаровых — ул. Красноармейская — ул. Учебная – пр. Ленина – пл. Ленина – пр. Ленина – пер. 1905 года – Кузнечный взвоз – пл. Соляная – ул. Пушкина – пр. Комсомольский — пл. Кирова — пр. Кирова – пл. Привокзальная. Его общая протяженность составит 13,9 км.
Для маршрута №34, общей протяженностью 14,9 км, разработана «обратная схема» движения: Томск-I – пр. Кирова – пл. Кирова — пр. Комсомольский – ул. Пушкина – пл. Соляная – Кузнечный взвоз – пр. Ленина – пл. Ленина – пр. Ленина – ул. Учебная – ул. Красноармейская – ул. Елизаровых — Томск-I. А дополнительный километр появляется потому, что на обратном пути автобусы будут объезжать 4-ю поликлинику и внешнее кольцо развязки.
Ответ 1. Нужно жаловаться

Существуют графики движения маршрутных автобусов, разработанные перевозчиками и согласованные с нами, – говорит Николай Клокотин, начальник городского комитета по транспорту. Там указано время окончания работы. Сегодня идет доработка графиков на 2010 год, и информация о времени отправки последнего рейса в обязательном порядке будет размещена в автобусах. В случае несоблюдения графика перевозчиками пассажир вправе обратиться с письменной жалобой в УГДН (ул. Котовского, 19) и комитет по транспорту (Московский тракт, 19/1). В жалобе нужно указать дату, номер маршрута и время, в которое ожидался автобус. Регулярное нарушение графика влечет за собой расторжение договора.

Ответ 2. Кому нужнее 25-й?

Пуск 25-го маршрута по Клюева приведет к снижению качества обслуживания жителей микрорайона Солнечный. Забрав основную массу пассажиров в Академгородке, водитель будет зачастую следовать напрямую на Иркутский тракт, не заезжая в Солнечный. А 25-й для Солнечного является основным маршрутом.

Ввод временных маршрутов до завершения строительства развязки на Балтийской и их последующая отмена выглядит нецелесообразно. Если сегодня пассажир привыкнет ехать на 25-м по Клюева, то после отмены этой временной схемы будет недоволен.

Ответ 3. Мэрия лоббирует муниципальный автобус

Четырнадцать автобусов поступили в Томск 29 сентября, а вышли на линию 13 ноября. Это время ушло на оформление машин, получение необходимых разрешительных документов, постановку на учет, прохождение технического осмотра. Простоя как такового не было.

Выручка на маршруте № 18 растет в соответствии с таким понятием, как «накатка маршрута». Пассажиры постепенно привыкают к новому автобусу на пути следования. Люди звонят, благодарят.
Выставленные на конкурс маршруты № 33/34 охватывают места расположения всех вузов, учебных заведений города и подавляющего большинства студгородков. А студенты постоянно передвигаются в течение дня. По подсчетам специалистов, на этом направлении большой пассажиропоток в течение всего дня.

Почему проезд в муниципальных автобусах 12 рублей? ТТУ не готово снижать стоимость проезда на маршруте № 18ук, потому что перевозит пенсионеров по 8 рублей, тогда как автобусы № 405 возят всех по 9 рублей.

Пуск маршрута № 33/34 на пр. Ленина будет экономическим стимулом для частных перевозчиков уходить на альтернативные маршруты или заменять ПАЗики на автобусы большей вместимости. Это поступление муниципального транспорта не последнее. Разработаны варианты открытия муниципальных маршрутов в спальные (Спичфабрика, ул. Мичурина) и другие недостаточно охваченные общественным транспортом районы.

ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ

Николай Николайчук, мэр Томска

Первый кольцевой

Еще осенью мы обсуждали возможность объявить конкурс среди перевозчиков на маршрут по Клюева. Частные перевозчики выступили с собственной инициативой: продлить туда 25-й маршрут.

Согласен, пустив на новой магистрали общественный транспорт, мы устранили бы какие-то локальные транспортные неудобства части жителей Академгородка. Но за счет жителей микрорайона Солнечный. Это была бы временная мера. Именно так Томск решал свои транспортные проблемы последние десять лет. И в результате именно таких решений едва ли не весь общественный транспорт города оказался частным, а некогда сбалансированная система пассажирских перевозок превратилась в вереницу пожилых ПАЗиков.

На проблему развития общественного транспорта сегодня нельзя смотреть из одного угла города. Задача власти – находить такие решения, которые позволят развиваться всему Томску. Сегодня можно продлить один маршрут, завтра – другой, третий, а послезавтра мы будем разводить руками, удивляясь, почему у нас в самых неожиданных местах возникают автомобильные пробки. Открывая новые маршруты, нужно четко знать, как это отразится на всей системе пассажирских перевозок, иметь расчеты по транспортной нагрузке магистралей.

Вот почему мы объявили конкурс на первый кольцевой маршрут для муниципальных автобусов. В центре – наибольший пассажиропоток в течение всего дня, и именно большие автобусы смогут заменить вереницу ПАЗиков без ущерба для пассажиров и загруженности центральных улиц.
Вот почему мы приняли решение пустить общественный транспорт по Клюева только после завершения строительства всего транспортного узла, который соединит эту улицу с Фрунзе и Елизаровых. Это произойдет уже в следующем году.

Я прекрасно понимаю, что это не очень популярная мера. Прежде всего, она не нравится представителям маршрутного бизнеса, которые справедливо опасаются нашей политики по возрождению муниципального транспорта. Это может не понравиться и тем горожанам, которым сегодня было бы удобно пользоваться новой улицей. Но я уверен, что решение, которое мы приняли, – правильное.


Опубликовано в 22 номере от 13 декабря 2009 года.

Оставьте свой комментарий


Архив

Цитата

«Мне непонятно, почему некоторые из ваших деревянных домов сохранились в таком плачевном состоянии. Это же такое уникальное явление, в мире их больше нигде нет!». Эмир Кустурица

Из материала

«Вспомнить все»

Проекты

Архив статей

  • 2013
  • 2012
  • 2011
  • 2010