Городская газета

А что, если Томск отреставрировать?

Просмотры: 2 298

Томская деревянная архитектура – это не только повод для гордости. Но и объект реставрации. Отреставрировать исторический памятник или памятник архитектуры – это не просто провести ремонт здания. При реставрации важно сохранить подлинность здания, стиль и дух дома, использовать те же самые материалы, ни на йоту не отступая от задумки архитектора. Именно поэтому реставрация деревянной архитектуры – дорогое удовольствие.

В Томске почти три тысячи деревянных домов, треть которых находится в историческом центре города. Это примерно половина от того, что было в середине 1980-х годов. Среди них есть те, которые занесены в список памятников: муниципального и федерального значения. Они одинаково охраняются государством, разница лишь в исторической значимости для области или страны. В Томске 453 таких дома. Еще 248 домов – создают исторический фон для архитектурных памятников, являются «фоновой» застройкой. Все эти дома – всего их 701 — внесены в программу Томской области по сохранению деревянной архитектуры.

Но программа – лишь начальный этап сохранения деревянного зодчества в городе. За последние шесть лет в Томске отреставрировано лишь пятьдесят памятников архитектуры. И порядка сорока снесено. А ведь в программу внесен 701 объект. И уже понятно, что отреставрировать их только за счет бюджетных средств просто нереально. Поэтому в Томске начали искать другие пути сохранения деревянных домов.

При нажатии откроется полная версия графики:

Один из самых действенных – соучастие жителей в их реставрации. Многие дома из тех, что вошли в первоначальную программу, вновь начинают разрушаться из-за небрежного отношения к ним жителей. С 2011 года жильцы начнут вносить свой вклад в реставрацию дома. Они будут платить от одного до пяти процентов от суммы ремонтных работ. А также — начнут участвовать в перепланировке квартир, в обустройстве прилегающей к дому территории: посадке деревьев, газона, установке скамеек.

Но зачастую деревянному дому нужен не просто ремонт: его нужно сохранить до того, как потребуется серьезная реставрация. Например, нужно заменить наличник, водосточную трубу, подлатать крышу или укрепить фундамент. Эти неполадки могут привести к серьезным разрушениям. Их можно устранять, не дожидаясь постановки дома на ремонтный учет. Для этого можно создать специальную бригаду или подразделение, которое будет следить за состоянием домов и проводить «косметический» ремонт.

Наиболее действенный способ сохранить деревянные памятники томской архитектуры – передать их в ведение частных лиц. Как один из вариантов – во владение молодых ученых. Несколько аспирантов уже обратились к городской власти с предложением: отреставрировать несколько домов, а потом в них жить. Так родилась идея построить в Томске аспирантский городок. Молодые специалисты отремонтируют несколько домов по улице Гоголя. Они являются памятниками архитектуры местного значения, признаны аварийными и расселены. Молодые специалисты сами сделают проект реставрации, инженерные, теплотехнические работы, проведут электрику. Такой способ позволит сохранить ценные исторические дома и обеспечить молодых ученых жильем.

Еще один путь сохранения деревянного зодчества в Томске – передать в собственность частным инвесторам аварийные дома для реставрации или, наоборот, реставрировать здания за счет бюджетных средств, а потом сдавать в аренду.

В деревянных домах можно организовывать частные предприятия, в них могут разместиться фирмы по выпуску и продаже изделий народного промысла, традиционных русских сувениров.
В Томске за счет частных инвестиций пока было отреставрировано всего несколько домов. И не всегда удачно. Тем не менее, этот опыт можно продолжить.

ЭКСПЕРТЫ

«Смешно не строить из дерева, находясь в центре тайги»

Павел Андреев, руководитель мастерской ГУП «Моспроект-2 им. М.В. Посохина»:

― Я успел посмотреть Томск, и я просто поражен. Очень много «мусора», в том числе и современного. Но его много везде – и в Томске, и в Ярославле, и в Москве. Взгляните на Москву: сколько дров мы наломали. Не ходите по этой дороге!

Посмотрите, насколько быстро стареет современная архитектура, насколько недолговечен хайтек. Сравните бабушкины украшения и современные пластмассовые цацки. Но у вас еще далеко не все потеряно. Что хорошо в Томске – так это то, что охраняются не отдельные памятники, а целые морфологические куски, то есть сохраняется не отдельное бревно, а человеческое отношение.

Но комплексный подход к сохранению деревянного зодчества ничего не даст, если не будет реальной строительной промышленности, ориентированной на дерево. И я вас уверяю, что дерево выдержит. Сроки его долговечности гораздо выше, чем об этом записано в нормативах и градостроительных кодексах. А стоимость строительства из кирпича и железобетона – такая же, как из дерева. Если, конечно, не везти его из Африки. У нас искусственно создан дефицит дерева. Но это же смешно – не строить из дерева, находясь в центре тайги. В Америке, в Колорадо я видел девятиэтажный отель «Ритц» полностью из бревна, в Осло построен деревянный аэропорт.

У нас пока современная деревянная архитектура низкого качества. Если качество вырастет, то и стоимость деревянного строительства резко упадет.

«Можно сохранить «деревяшки» так, что люди захотят в них жить»

Александр Гордон, ведущий Первого канала:

— Если бы Томск был чуть-чуть ближе к Москве, я жил бы здесь. Любимое место в этом городе у меня – Татарская слобода. То, что сейчас с ней стало, уже не сравнить ситуацией двухлетней давности: снесены несколько домов, скорее всего там построят что-то новое. Я понимаю, почему это происходит. Жить в деревянных зданиях в том виде, в котором они находятся сейчас, практически невозможно. Реконструировать их так, чтобы дома стали функциональными, мы еще не научились. По опыту другого российского города Кимры, могу сказать, что если разумно не прореживать историческую среду, то здания просто начнут гореть. Те, кому нужна земля в центре будут выжигать дома, не задумываясь о будущем. Можно ли в рамках современного города сохранить баланс между традиционной и современной застройкой? Конечно же, можно. В Риме получается это сделать, в Лондоне тоже, а почему в Томске не получится? В Риме, например, есть крепостная стена, которая стоит с IX века и люди там живут в очень комфортабельных условиях. Можно сохранить дома так, что люди сами захотят в них жить, но это требует затрат.

Томск деревянный или Томск инновационный?

Сергей Градировский, эксперт регионального городского развития, Senior Scientist Gallup, эксперт Всемирного банка в области миграционной политики:

— Город виден тогда, когда по нему ходишь пешком. Я уже третий раз в Томске — исходил и центр, и старые районы. Мне очень нравится район Воскресенской горы с ее храмами и деревянными домами. Но если мы говорим о современном, инновационном Томске, то здесь конфликта между традиционной и современной средой не избежать. Это классический тургеневский конфликт и он непременно будет, но масштабы его можно варьировать. То, что происходит в городе сейчас – пока еще не конфликт двух сред. В Томске нет «инновационных ребят», не оформился класс людей, которые считают, что им нужен другой город – некому за него бороться. Также нет и людей, готовых бороться за сохранение исторической архитектуры. В Томске ни власти, ни жители, пока вообще не знают, что с ней делать – что сохранять, в каком количестве, зачем. Возможно, в Томске историческая культура переоценена: есть музеи, но что делать именно со зданиями – не понятно. Повторюсь, люди в Томске не борются ни за историческую среду, ни за инновационную. Разве что гопники иногда бьют ботаников, но это не в счет. В будущем, когда люди сами сделают свой выбор – какой город им нужен, конфликта не избежать. Правда, его не нужно бояться – это будет просто способ найти новую гармонию.

ПРАКТИКА

Инструкция «слону в посудной лавке»

Как не навредить дому в процессе реставрации

Главная задача реставрации – достоверно воссоздать облик архитектурных памятников. Поэтому очень важно не просто ремонтировать здания, а использовать материалы и технологии, которые применяли еще при строительстве этих объектов. Если реставрация прошла с грубыми нарушениями, дом могут вычеркнуть из списка памятников истории или архитектуры.

ДЕРЕВЯННЫЕ РАМЫ, А НЕ СТЕКЛОПАКЕТЫ

При монтировке стеклопакета используют монтажную пену. Из-за нее, примерно через 30 лет, дерево вокруг окна начнет гнить. Пена закупоривает поры дерева и к нему не поступает воздух. Немецкие реставраторы отказались от использования пластиковых окон в деревянных домах. Они пытаются реставрировать оригинальные рамы. Так же считается, что деревянный дом со стеклопакетами теряет историческую подлинность.

МОХ, А НЕ СИНТЕТИЧЕСКАЯ ПЕНА

Томские реставраторы закупоривают пеной щели между бревнами. Из-за этого бревна начинают гнить. Строители деревянных домов укладывали между бревен слой мха или пеньки. Эти материалы не пропускают холодный воздух и позволяют бревнам «дышать».

СТАРЫЕ БРЕВНА ВМЕСТО НОВЫХ

Из-за замены сгнивших бревен на свежесрубленные в доме образуются щели. Иногда они достигающие нескольких сантиметров. Поэтому нужно использовать «усохшиеся» бревна – через год после сруба. Например, европейские реставраторы сохраняют бревна от снесенных домов и используют их при реставрации.

СУХАЯ ЗЕМЛЯ, А НЕ СИНТЕТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

На чердак для теплоизоляции реставраторы укладывают изовер – синтетический материал. Под ним балки перекрытий начинают преть, а затем гнить. строители деревянных домов использовали сухую землю. Зимой она не выпуска из дома теплый воздух, а летом не пропускала тепло с улицы.

ПЕЧИ, А НЕ БАТАРЕИ

Батареи, расположенные под окнами греют стену. Поэтому бревна, расположенные рядом с батареей тоже могут начать гнить.

Оставьте свой комментарий


Архив

Цитата

«Мне непонятно, почему некоторые из ваших деревянных домов сохранились в таком плачевном состоянии. Это же такое уникальное явление, в мире их больше нигде нет!». Эмир Кустурица

Из материала

«Вспомнить все»

Проекты

Архив статей

  • 2013
  • 2012
  • 2011
  • 2010