// Анна Котова.
Кто будет оплачивать разбитую покупателем бутылку «Хеннесси»?
Если вы в порыве негодования схватили с полки банку огурцов и разбили ее об пол, вы обязаны возместить магазину стоимость испорченного товара. Но чаще «бой» происходит случайно.
Согласно ст. 459 Гражданского кодекса РФ, пока покупатель не оплатил товар, все риски, связанные с ним, лежат на магазине. Покупатель имеет право не возмещать убыток, если докажет свою невиновность (ст. 1064, п. 2 ГК). Свидетели и запись камеры видеонаблюдения помогут определить, действовали ли вы намеренно или все произошло случайно.
Если вы толкнули стеллаж с товарами из-за того, что поскользнулись на мокром полу, стоимость ущерба вычтут из зарплаты уборщицы. Если вы столкнули товар, запнувшись о коробки в проходе, ущерб возместит сотрудник, который расставляет товары по полкам и следит за порядком в торговом зале.
На случай, если вы зацепили товар сумкой, проходя вдоль стеллажа по узкому проходу, вы можете «защищаться» двумя документами: ГОСТ 51773-2001 «Розничная торговля. Классификация предприятий» и СНиП 2.08.02—89 «Общественные здания и сооружения». В них говорится, что минимальное расстояние между стеллажами в магазине должно составлять 1,4 метра (при общей торговой площади магазина в 100 кв. м). А выставленные в проходах рекламные стойки и паллеты с акционными товарами сокращают ширину прохода.
Что делать, если магазин настаивает на возмещении ущерба?
Предложите ему сделать это через суд. В этом случае администратор вместе с вами и свидетелями должен составить акт о порче имущества, который будет направлен в суд.Правда, если суд докажет вашу вину, придется оплачивать не только стоимость испорченного товара, но также расходы магазина на адвоката и судебную пошлину. Так что банка корнишонов стоимостью шестьдесят рублей может обойтись вам в несколько тысяч.
Как быть, если вы купили в магазине некачественный продукт?
Например, придя домой, вы обнаружили, что купили сметану с истекшим сроком годности.
В соответствии со ст. 4 закона «О защите прав потребителей» вы можете вернуть товар и забрать деньги или обменять его на аналогичный с нормальным сроком годности. Сделать это можно даже без чека — зачастую магазины маркируют товары своими штрих-кодами. Можно отправить письменную жалобу в Роспотребнадзор, обязательно указав свои фамилию, имя и отчество, полный почтовый адрес.
ПРАКТИКА
Как пожаловаться в Роспотребнадзор?
Оставить заявку можно разными способами:
- отправить письмо по адресу: 634021, г. Томск, пр. Фрунзе, 103 А;
- непосредственно в канцелярии Роспотребнадзора;
- позвонив по горячей линии 8-800-350-44-55
Если Роспотребнадзор подтвердит нарушение, магазину грозит штраф.
А если к этому магазину уже были претензии от покупателей, его могут
и вовсе закрыть.
В целом, очень разумно:
«На случай, если вы зацепили товар сумкой, проходя вдоль стеллажа по узкому проходу, вы можете «защищаться» двумя документами: ГОСТ 51773-2001 «Розничная торговля. Классификация предприятий» и СНиП 2.08.02—89 «Общественные здания и сооружения».»
Один нюанс:
— ГОСТ 51773-2001, статус: НЕ ДЕЙСТВУЕТ;
— СНиП 2.08.02—89, статус: НЕ ДЕЙСТВУЕТ.
Привет специалистам юридической клиники Российской академии правосудия.
Автор: Роман | 28.04.2013 21:46
Роман, большое спасибо за Ваш комментарий!
Мы обратились за разъяснениями к специалистам юридической клиники, которые нас консультировали. Выяснилось, что оба документа, о которых Вы говорите, действительно уже не являются действующими. Им на смену пришли новые документы, схожие по содержанию (они дублируют эти нормативы).
ГОСТ 51773-2001 — ему на смену пришел ГОСТ Р 51773-2009.
СНиП 2.08.02—89 — ему на смену пришел СНиП 31-06-2009.
Таким образом, ссылка на недействующие документы в материале была, конечно, некорректной, но не ошибочной.
Еще раз спасибо за Вашу внимательность!
Автор: Анна Котова | 16.05.2013 18:37