В России нет закона, регулирующего безопасность аттракционов. Закон «О техническом регулировании» предписывает владельцам аттракционов следовать техническому регламенту, но самого регламента нет.
Поэтому владельцы и арендаторы никому неподконтрольны и добровольно проходят проверку на безопасность. Три года назад в частном парке Омска впервые прошла принудительная проверка безопасности аттракционов прокуратурой. Поводом стал несчастный случай с пятилетним ребенком.
Государственные инстанции проверяют только муниципальные парки отдыха, например, в Новосибирске. В Томске все площадки аттракционов сданы в аренду частникам, так, территорию горсада сдали в аренду на 25 лет еще в 2001 году.
Состояние механизмов качелей и каруселей исследуют по заказу собственников коммерческие организации, у которых есть лицензия на такую деятельность.
В Томске они тестируют только карусели горсада. С помощью специальных приборов инспекторы проверяют карусели на прочность. После зимы качелям устраивают тест-драйв мешками с песком.
В горсаду бывают и внутренние проверки — ежедневные пробные запуски и осмотр каруселей. Новые аттракционы (купленные менее 10 лет назад) не проверяются, так как находятся на гарантии завода-изготовителя.
ОПРОС
Нравятся ли вам томские аттракционы?
Юля, фармацевт:
— Нравятся почти все карусели, для Томска у нас вполне хороший городской сад. Я была в развлекательных парках в Германии, там все, конечно, устроено совсем на другом уровне.
Лиля, ученица пятого класса:
— Мне нравится. Моя любимая карусель — Фараон. Очень классная! В горсад я хожу редко: несколько раз летом, зимой вообще ни разу не была.
Диана Михайловна, пенсионерка:
— Слишком дорого. Самые любимые карусели у внука — Вальс и батут. Хотелось бы, чтобы средняя цена была 30-40 рублей.
Эксперт
Куда жаловаться?
Людмила Бурковская,
главный специалист отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Томской области:
— Городской сад, как и любая частная организация, работающая в сфере услуг, должна соблюдать закон о правах потребителя и правила бытового обслуживания населения.
Это означает, что жалобная книга должна быть в свободном доступе, предоставить ее обязаны по первому требованию и без объяснений. Принять меры по каждой жалобе потребителя администрация обязана в двухнедельный срок. Посетитель должен оставить свое имя и адрес. Деятельность этой организации мы проверяем по жалобам от населения, пока их не было.
Кто отвечает за сервис?
Александр Сушко,
генеральный директор ОАО «Городской сад»:
— Мы о своих клиентах заботимся. Наша служба администраторов работает оперативно. Если человеку стало плохо, быстро будет вызвана медицинская помощь. Представителей службы администраторов всегда можно найти в административном здании.
Книги жалоб и предложений хранятся в кассах, их может взять любой желающий. Если у клиента серьезные претензии, он может не ограничиваться книгой жалоб и подняться в администрацию, чтобы написать заявление.