Городская газета

Две педали, восемь кнопок, волшебное слово Как корреспондент «Городской газеты» водил трамвай

Просмотры: 1 950

Я с детства люблю трамваи. Их звонки и стук колес делают город уютнее. В последнее время многие томичи предпочитают ездить на трамваях. Они стали ходить с завидной регулярностью, да и порой на трамвае быстрее добраться до нужного места, меньше шансов застрять в пробке. А если тебе повезло, и к остановке подкатил новый трамвай, то поездка становится удовольствием. И мало кто задумывается о том, кто ведет этот трамвай по рельсам. «Городская газета» решила познакомиться с работой вагоновожатой. / Анна Котова.

Людмила Дьячкова сегодня с четырех утра на ногах. На работу ее привез служебный автобус, чтобы она успела проверить трамвай № 331 на предмет неисправностей, прогреть его и в 6 часов уже выехать на маршрут. И так уже пятнадцать лет.

Сейчас 14.20. У Людмилы Дмитриевны закончился обеденный перерыв, и мы идем по территории троллейбусного депо к вагону. Рабочий день водителя трамвая финиширует обычно в 8-9 вечера. При такой нагрузке женщины уходят на пенсию после пятнадцати лет стажа, мужчины — после двадцати. К стандартным двадцати восьми дням отпуска полагается 14 дополнительных. И обеденный перерыв здесь увеличенный — двухчасовой. Кто живет недалеко от депо, идет домой. Остальные ставят чайник и разогревают в микроволновке принесенный с собой обед.

? Столовая раньше была, ? рассказывает Тамара Дербенянц, начальник трамвайного депо. ? Но потом… Тяжелые экономические условия. Содержать ее пришлось бы из собственных средств. Нам это сейчас не под силу.

Средняя зарплата водителя трамвая — 11 тысяч рублей. Но их нужно еще «накатать»: почасовая оплата и два процента с выручки за билеты. Везет тем, кто пересел на новые трамваи. Водителям старых приходится тратить кучу времени на ремонт. Простои им не оплачиваются.

На улице сегодня минус двадцать пять, так что слезы от ветра и яркого солнца не капают, а сыпятся из глаз.

? И в минус сорок пять ездили, ? успокаивает Тамара Владимировна. ? Правда, отвратительно. А вообще, температурный режим трамвая — от минус до плюс сорока! В шестидесятые, рассказывают, и не в таких условиях работали. Тогда все окна полностью замерзали. Водитель в стекле «дырочку» отогреет, а сам сидит в шапке, в тулупе. Или, бывало, вообще высунется из кабины, держится за поручень снаружи и едет.

В кабине у Людмилы Дмитриевны тепло. Это один из четырнадцати новых трамваев. Всего в депо их 46. Срок эксплуатации большинства из них перевалил за двадцать лет вместо положенных шестнадцати. Но городские власти обновлять трамвайный парк в этом году не планируют — нужно закупить новые троллейбусы и муниципальные автобусы.

? Зимой-то нормально: калорифер включишь, и порядок, — говорит Людмила Дмитриевна. ? Хуже летом: электрооборудование и кабина накаляются страшно.

Женщин в этой профессии больше ? считается, что трамвай водить проще: нет руля, никуда не надо поворачивать, идет себе по рельсам и идет. Вроде как сам. Людмила Дмитриевна разрешила попробовать:

? Левая нога постоянно должна быть на педали тормоза. Слева на панели — рычажок. Его — вперед, и поехали. В новых трамваях один минус — трогаются они резким рывком…

Трамвай громко выругался продолжительным звонком за неотпущенную педаль тормоза. А потом за отпущенную. Если честно, не получилось сдвинуть его с места даже с третьей попытки: так и не удалось синхронизировать действия рук и ног. Думаю, если будет нужна работа, через положенные на обучение 6 месяцев я смогу его победить.

Обучают будущих водителей трамваев прямо здесь, в депо. И не только двигать рычажок. Водителю трамвая не нужны водительские права. Здесь во главе угла — знание электричества. Водитель (и неважно, что он — женщина) должен уметь самостоятельно устранять неполадки, которые могут случиться в пути.

? Сервомотор крутила, ? рассказывает Людмила Дмитриевна. ? Это такой движок, через который реле дают ход всему трамваю. А если неисправность серьезная, приходится буксировать обратно в депо.

Буксировать самим трамваем иногда приходится и автомобили, которые застревают на рельсах. Особенно на ул. Розы Люксембург таких много — ездят прямо по путям. Поэтому водитель трамвая не может расслабиться ни на минуту: обязательно откуда-нибудь кто-нибудь да вынырнет.
Людмила Дмитриевна нажимает еще на пару кнопок справа на панели. Это домофон. Именно он объявляет остановки. Сегодня ? маршрута № 4:

? «Восточная». Следующая остановка — «Городок строителей».

Водитель трамвая Людмила Дьячкова показывает, как работает «песочница». Это устройство находится прямо под одним из пассажирских сидений возле передней двери. С его помощью водитель трамвая может подсыпать на рельсы песок, если трамвай начнет буксовать или юзить. / Фото Натальи Синчиновой.

ПРАКТИКА

Словарик вагоновожатого

Буксирование — оттаскивание одного транспортного средства другим.

Буксование — вращение колес транспортного средства по дороге или рельсам, не сопровождающееся движением (колеса крутятся, но трамвай не едет).

Сервомотор — часть двигателя трамвая.

Реле — переключатель, с помощью которого подается электричество по цепи другим устройствам.

Юз — скольжение колес транспортного средства по дороге или рельсам (колеса не крутятся, но трамвай едет).


Опубликовано в 26 номере от 14 февраля 2010 года.

Оставьте свой комментарий


Архив

Цитата

«Мне непонятно, почему некоторые из ваших деревянных домов сохранились в таком плачевном состоянии. Это же такое уникальное явление, в мире их больше нигде нет!». Эмир Кустурица

Из материала

«Вспомнить все»

Проекты

Архив статей

  • 2013
  • 2012
  • 2011
  • 2010