Городская газета

Осторожно, поезд в городе! Железная дорога в Томске: пробки на переездах или городской транспорт будущего?

Просмотры: 3 713

Кажется, мы знаем о железной дороге все. Мы изучили ее вдоль, отправляясь поездом из Томска в Анапу, и поперек — стоя в пробках на переездах. Но сам феномен поезда в городе остается загадкой. Мешает ли городу железная дорога или, напротив, может стать решением его транспортных проблем? // Анна Котова.

Томская железная дорога намного старше того Томска, к которому мы привыкли. Рельсы прокладывали по пустырям и окраинам, когда еще не существовало Академгородка, улиц Мокрушина и Смирнова. Тогда никто и не предполагал, что город так разрастется.

Когда в конце девятнадцатого века Транссибирская магистраль обошла город, железнодорожную ветку до Томска (Тайга — Белый Яр) все же проложили. Но сам вокзал находился на довольно большом расстоянии от жилых районов. Сатирические открытки дореволюционных лет даже шутили: «Опять, окаянная, обошла!»

Сколько в Томске железных дорог?

Томская железнодорожная сеть формировалась в пятидесятые годы прошлого века, когда о комфортности городской среды никто не думал. Важнейшей задачей было максимально быстро проложить именно железную дорогу, чтобы обеспечить доставку материалов и грузов.

Помимо основной ветки, город пронизали десятки мелких железных дорог. Это подъездные пути, которые когда-то связывали или до сих пор связывают местные предприятия с главной железнодорожной магистралью.

В сороковых годах в селе Кафтанчиково добывали торф, в Тимирязево вырубали лес. Для переправки этого сырья в город тоже построили железнодорожные пути. Чтобы доставлять материалы на СХК, проложили ветку, которая до сих пор соединяет Северск и Томск.

В шестидесятых годах часть вспомогательных железных дорог — например, тимирязевскую и торфовозную — разобрали. Но до сих пор действуют, например, подъездные пути от станции Томск-I к ГРЭС-2 и «Сибэлектромотору», от станции Томск-II — к кирпичному и хлебозаводу, от станции Томск-Грузовой — к заводу резиновой обуви, речпорту и «Томским мельницам».

В итоге сегодня в городе 77 железнодорожных переездов, 25 из которых принадлежит ОАО «Российские железные дороги» (РЖД).

Кому мешает поезд

Жителям города от всех этих железных дорог пользы, в основном, никакой. За исключением возможности съездить в отпуск или в Новосибирск на выходные. В остальном же железная дорога в городе — это сплошные сложности.

Во-первых, она отрезает от центра крупные жилые районы. Например, Мокрушина, Степановку, АРЗ. Кроме того, жить в этих районах под постоянный стук колес поездов, прямо скажем, не совсем комфортно.
Во-вторых, железнодорожный переезд — это всегда пробка или как минимум затор. Даже если движение через него не перекрыто, автомобили всегда вынуждены вдвое снижать скорость. Если при подъезде к путям она составляет примерно 45—50 км/ч, то через рельсы транспорт проезжает уже со скоростью 25—30 км/ч.

Это происходит из-за неровности дороги: чем сильнее рельсы выступают над дорогой, тем ниже скорость. Кроме того, асфальт здесь разрушается быстрее. Движение осложняют еще и слишком крутые подъезды, как, например, на Степановке.

В-третьих, железная дорога, которая проходит фактически через центр города, — это потенциальная опасность для людей и автомобилей.

Чужая территория

Чтобы этих проблем не возникало, можно строить путепроводы и ограждать пути забором. Но сложность в том, что железная дорога, которая проходит через город, этому самому городу… не принадлежит. Это собственность предприятия, которое ими пользуется, — те же «Томские мельницы», ГРЭС-2 либо ОАО «РЖД».

Поэтому любые работы на этих участках необходимо согласовывать. Например, чтобы расширить переезд на улице Смирнова в прошлом году, потребовалось три месяца. А на согласование этих работ с РЖД — больше года.

Кроме того, расширять переезды более чем до двух полос запрещено по технике безопасности. Получить разрешение построить через переезд на Смирнова четырехполосную дорогу удалось в виде большого исключения, благодаря длительным переговорам и вмешательству губернатора.

Впрочем, позиция РЖД понятна. Поезда, даже если они проходят по территории города, имеют приоритет в любом случае — их обязан пропускать любой городской транспорт. Поэтому для самой железной дороги проблемы пробок на переездах просто не существует, а значит, у нее нет заинтересованности в каких-либо изменениях.

Как будет устроен первый тоннель под железной дорогой
При нажатии откроется полная версия графики:

Как примирить поезда и автомобили?

Избавиться от пробок на переездах можно, если городской и железнодорожный транспорт вообще не будут контактировать.

— За рубежом в последние годы стремятся «спрятать» пути под землю, — рассказывает Вячеслав Глазычев, ведущий российский эксперт в области городского развития. — Например, в немецком городе Дюссельдорф, который по численности примерно равен Томску, строят подземные тоннели даже для трамваев. А в Варшаве решили убрать под землю железную дорогу и вокзал.

В условиях Томска реализовывать подобные проекты дорого и долго. Во-первых, этому препятствует РЖД. Во-вторых, «неустойчивая» томская почва со множеством подземных источников требует самых современных инженерных решений.

Можно строить путепроводы. Самый первый в нашем городе появился в шестидесятых годах в начале Иркутского тракта. Сейчас идет его реконструкция.

Второй путепровод был построен два года назад на развязке Балтийская-Елизаровых. Но проблема в том, что вписать путепровод в уже сформировавшуюся застройку в большинстве случаев невозможно.
Еще один способ — строительство тоннеля под железной дорогой. Он требует меньше пространства и стоит примерно в пять раз дешевле, чем путепровод.

Первый в Томске тоннель будут строить недалеко от Мокрушинского переезда в сторону аэропорта.

Но есть и менее затратные способы снизить заторы на переездах. Например, расширить их. Или выровнять рельсы в один уровень с автомобильной дорогой так, чтобы машины могли не снижать скорость и не «разбивать» подвеску. В Томске так поступили с трамвайными переездами. Но РЖД считает такой способ слишком дорогостоящим.

Трамвай вместо поезда

Если изолировать железную дорогу от города нельзя, можно сделать так, чтобы жителям была от нее польза. Например, по железнодорожным путям можно пустить городской пассажирский транспорт.

В истории Томска, кстати, уже есть такие примеры. До войны по улице Р. Люксембург к ТЭЦ-1 проходила железная дорога. Потом по ней пустили трамваи, которые до сих пор ходят здесь.

— Те неудобства, которые сейчас доставляет жителям железная дорога в городе, можно обернуть в преимущества, — считает Николай Николайчук, мэр Томска. — Я планирую начать переговоры с железнодорожниками о строительстве объездного пути к Северску, к будущей АЭС. Тогда по уже существующим железнодорожным путям — от аэропорта до Северска — мы смогли бы пустить скоростной трамвай, просто закупив низкопольные вагоны.

ПРОЕКТ

При нажатии откроется полная версия графики:

Объездная железная дорога Томск — Северск

Через территорию Томска проходит железная дорога, которая соединяет его с Северском. Если в закрытом городе все же будет построена АЭС, по ней, во-первых, будут перевозить радиоактивные грузы, а во-вторых, количество заторов на переездах из-за этого увеличится. В схеме развития транспортной инфраструктуры Томска прорабатывается вариант строительства объездной железной дороги. Ее планируют пустить от Межениновки, через поселки Рассвет и Копылово в Северск. Существующие железнодорожные пути можно использовать для запуска трамвая, ведь его маршрут пролегал бы практически через все ключевые объекты: Аэропорт, Академгородок, Иркутский тракт, АРЗ, Набережную и Северск.

СОСЕДИ

Парк на месте железной дороги

Как использовать заброшенную железную дорогу, которая проходит через территорию города? В Нью-Йорке вдоль центрального проспекта Манхеттена проходит железнодорожная эстакада, ведущая в порт. Последние несколько десятилетий она оставалась заброшенной, не ремонтировалась и постепенно разрушалась.

Нью-йоркские власти, архитекторы и дизайнеры решили превратить ее в парк отдыха. Эстакаду укрепили, вдоль железной дороги уложили деревянные тротуары, поставили скамейки и построили несколько сцен для проведения выставок и концертов. Территорию засадили деревьями, разбили газоны и клумбы. Протяженность нового парка «Хай Лайн» составила более полутора километров — примерно как от улицы Нахимова до ТГУ. На всем протяжении к нему подведены лестницы и лифты для пожилых людей и инвалидов.

Так в городе с достаточно плотной застройкой удалось вписать зеленую зону, которых так не хватает современным городам.

Краткий справочник томских железнодорожных переездов

ПЕРЕЕЗД НА УЛ, СМИРНОВА

По нему проезжает транспорт из Северска, микрорайона Сосновый Бор, с Кузовлевского тракта и нового коммунального моста.

В чем проблема? Долгое время в каждом направлении существовало всего по одной полосе, на подъезде к рельсам был крутой подъем, а тем, кто двигался в сторону АРЗа, мешал транспорт, который поворачивал с улицы Большой Подгорной.

Как решили? В 2011 году проезжую часть расширили до четырех полос. Это позволило почти вдвое увеличить пропускную способность. Межрельсовое пространство уложили специальными плитами, что позволило сделать их на одном уровне с дорогой. Благодаря этому скорость на переезде составляет примерно 35 км/ч. Дорогу в сторону Северска сделали односторонней. Это позволило транспорту двигаться без остановок. Уклоны на подъезде сделали более пологими.

ПЕРЕЕЗД НА ПР. ЛЕНИНА

В сутки в районе завода резиновой обуви проезжает около 25 тысяч машин. В основном это жители микрорайона Черемошники и потоки транспорта со стороны улицы Дальне-Ключевской.

В чем проблема? За этим переездом располагаются большие торговые центры и склады оптового рынка на улице Бердской. Поэтому вдоль проспекта Ленина паркуется множество автомобилей. Так что пропускная способность этого участка проспекта снижена, несмотря на то, что проезжая часть четырехполосная.

Как решить? Движение через этот переезд закрывают реже, чем на остальных. Поэтому увеличить его пропускную способность можно простым наведением порядка с парковкой.

ПЕРЕЕЗД НА МОКРУШИНА

Здесь проезжает примерно 18 тысяч машин в сутки в обоих направлениях. Этот микрорайон — один из самых густонаселенных и продолжает застраиваться.

В чем проблема? Со стороны площади Южной транспорт двигается в две полосы. А после переезда вынужден перестраиваться в одну. Из-за этого образуются заторы от переезда до площади Транспортной. Они, в свою очередь, становятся причиной очередей на Богашевском тракте, которые тянутся до самого Аникино.

Как решить? Чтобы разгрузить поворот в сторону Богашево, можно установить светофор, который загорался бы при закрытии переезда. Но «РЖД» этому препятствует: железная дорога — стратегический объект, поэтому установка каких-либо датчиков тут невозможна. После строительства тоннеля под железной дорогой улицу Мокрушина сделают односторонней — транспорт будет двигаться только в сторону Южной.

ПЕРЕЕЗД НА СТЕПАНОВКЕ

Сюда съезжаются потоки с улицы Елизаровых и проспекта Фрунзе. Кроме того, микрорайон и прилегающие поселки за переездом продолжают застраиваться, количество жителей растет.

В чем проблема? При строительстве развязки был построен тоннель для железнодорожного транспорта. Проводить какие-либо дальнейшие работы по реконструкции участка уже сложно из-за стесненных условий: здесь проходит теплотрасса и очень разветвленная железная дорога.

Соединение с проспектом Фрунзе разгрузило сам проспект, но увеличился трафик на ул. Елизаровых.

Как решить? Разгрузить перекресток можно, если перенести стоп-линии на 20–25 метров вперед. В это пространство могло бы поместиться четыре-пять машин — как раз такое количество поворачивает за время зеленого сигнала. Так транспорт не будет перегораживать поворот, пока для него горит красный.

ПЕРЕЕЗД НА УЛ. БАЛТИЙСКОЙ

Два года назад здесь построили крупнейшую в Томске развязку и путепровод. Однако даже сейчас движение по улице Осенней остается достаточно интенсивным.

Как решить? После открытия Пушкинской развязки часть транспорта «оттянется» на Иркутский тракт, и дорога разгрузится, но через десять лет этого пространства может не хватить — Осеннюю потребуется сделать уже не четырех-, а шестиполосной.

ПЕРЕЕЗД НА УЛ. ВИТИМСКОЙ

Тем, кто едет с АРЗа в сторону Томска-II, приходится пропускать тех, кто поворачивает на Витимскую. Зачастую довольно долго, потому что в районе Витимской соединяются две железнодорожные ветки, по которым осуществляются грузовые перевозки, здесь находятся склады.

Как решат? Избежать пробок удастся, если потоки в обе стороны будут двигаться без остановки. Для этого с одной стороны улицу Смирнова, напротив переезда, расширят на полосу, а на противоположной сделают дополнительный съезд на Витимскую.


Опубликовано в 79 номере от 17 мая 2012 года.

Оставьте свой комментарий


Архив

Цитата

«Мне непонятно, почему некоторые из ваших деревянных домов сохранились в таком плачевном состоянии. Это же такое уникальное явление, в мире их больше нигде нет!». Эмир Кустурица

Из материала

«Вспомнить все»

Проекты

Архив статей

  • 2013
  • 2012
  • 2011
  • 2010