В Германии бизнесмен может приехать на деловую встречу на велосипеде, на двухколесный транспорт пересаживаются жители других европейских стран, а в Москве вдохновились идеей создания велополитена. Мир помешался на велосипедах. Эту тенденцию подхватил и Томск. Корреспондент «Городской газеты» узнавал, как устроена жизнь томских велосипедистов. // Денис Солдаткин.
– Когда мы сами первый раз прокатились на тандеме, хотели тут же вернуть его обратно. На нем сложно ездить в городе, дороги не позволяют, — говорит Дима Васурчак, один из организаторов велопроката. Фото Никиты Грейдина.
Где-нибудь в Вене возле офиса вы обязательно встретите парковку, заставленную велосипедами.
В Томске такой картины не увидишь, но людей, которые маршрутке предпочитают велосипед, становится больше. Так считает Федор Апарин. Он уже пять лет добирается до работы на велосипеде.
— Быстрее получается. В пробках стоять не будешь точно, — говорит Федор, указывая на затор. — Едешь на такой же скорости, что и маршрутка, а иногда и обгоняешь.
Федор живет на Степановке, а на работу ездит в самый конец Иркутского тракта. На маршрутке его путь занял бы около полутора часов. На велосипеде — чуть меньше часа. Он считает, что экономит не только время, но и деньги. Конечно, сначала нужно вложить средства в покупку велосипеда. Хороший байк стоит от десяти тысяч, но можно купить и «Ашан» — так в велосообществе называют велосипеды низкого ценового сегмента. Зато потом деньги нужны только на обслуживание, у Федора на это уходит всего пятьсот-семьсот рублей в год.
Зимой на велосипеде на работу Федор не ездит, но просто так «катает». Выходит просто во двор в шортах и трюкачит на велосипеде. И ему даже не холодно. Зато когда потеплеет, велосипед становится главным средством передвижения. Правда, условия в Томске не самые лучшие, говорит Федя. Мечта всех велосипедистов — велодорожки по всему городу. Пока приходится ездить по тротуарам или по проезжей части, вместе с машинами.
— У меня была такая ситуация. На перекрестке Кирова-Белинского влетел в дверь автомобиля. Но это у велосипеда просто тормозов не было. Больше пострадал водитель — замятая дверь.
Велостихия
В 2008 году в Томске была официально зарегистрирована федерация велоспорта. Но сегодня томское велосообщество — это больше неофициальное движение.
— У нас есть активисты, — рассказывает Алина Барабаш, организатор велопробегов и акций. — Они создают встречи «В Контакте»: просто собирают народ и ездят, куда захочется. Содружество.
Есть у велосипедистов и свой ежегодный фестиваль Велобум, который проходит уже в девятый раз. Но больше стихийных акций. Собирается сто-сто пятьдесят велосипедистов, чтобы просто «покатать». Получается большая компания, в которой все друг друга знают.
— Если у кого-то украли «вел», то у нас сразу цепочка срабатывает по городу, — рассказывает Алина. — Заезжаем, например, в прокат, нам говорят «украли вел», следите по городу. Мы передаем информацию другим. И очень большая масса людей ищет его.
И велосипеды реально находят. Выглядит это примерно так:
— Чаще всего просто подходят и спрашивают «где велосипед взял?», «а как он называется?», «я знаю хозяина», «хочешь, милицию вызовем». А он отвечает «не хочу». Все, слазь и до свидания, — рассказывает Федор. У него, кстати, пару раз тоже велосипед угоняли.
Пожалуй, главная беда городских велосипедистов — воровство. Сезон недавно начался, а на специализированном форуме уже висят два объявления о пропаже. Искать воров помогают такие же веломаны. Фото Никиты Грейдина.
Велосипед напрокат
Собственно, из-за воровства Дмитрий Войнов и Евгения Дмитриева, владельцы арт-хостела «На чемоданах», отказались от идеи бесплатных городских велосипедов. Изначально планировали точки проката в разных местах города: чтобы взять велосипед можно было в одном районе города, а отдать — в другом. Но поняли, что организовать охрану будет не под силу. Поэтому открыли прокат при хостеле.
Кстати, Томск стал четвертым городом в России, где появился велохостел. Его владельцы сделали ставку на необычные велосипеды.
— Это папа-велик! — улыбаясь, выкатывает тандем-велосипед Дима Васурчак, один из организаторов проката. — Еще мы хотим запустить велорикшу. Но их очень тяжело найти. Нашли одну в Краснодаре, но она некрасивая. Теперь думаем сами сделать.
Идей у организаторов столько, что, кажется, они хотят пересадить на велосипеды всех горожан. Для людей постарше придумали скидки, тандем предлагают в качестве терапии ДЦП, для приезжих — велоэкскурсии. Уже, кстати, и гида нашли.